Старообрядческая меднолитая пластика

Сообщение
Автор

Re: Старообрядческая меднолитая пластика

#11 Непрочитанное сообщение Tatiana » 11 мар 2014, 17:49

Вероятно, первыми старообрядческими наперсными крестами, утратившими функцию крестов – тельников, стали небольшие изделия, размером 95*60 мм, отливавшиеся из красной меди (впоследствии из латуни). Они могут быть датированы рубежом XVII и XVIII столетий. Они имеют типичное для наперсных крестов сквозное оглавие в виде образа Спаса Нерукотворного, а так же погрудные изображение четверых предстоящих на концах средней перекладины. В верхней части креста, ниже оглавия, помещено изображение херувима. Обратная сторона гладкая. Именно такой крест можно считать прообразом более поздних наперсных и киотных крестов. В одном из редких изводов этого креста исчезают предстоящие, но зато более рельефными становятся оставшиеся фигуры, само Распятие изображается на отдельном кресте, появляются многочисленные надписи.

Изображение Изображение
Наперсные кресты. Конец XVII в.

Изображение Изображение
Наперсные кресты. Конец XVIII в.

Самой простой модификацией данного креста стало похожее изделие, очень распространенное в конце XVIII столетия. Это крест почти такого же размера, 95х55 мм, однако более рельефный и имеющий ободок из мелких прямоугольников по контору. Обратная сторона представляет собой одну сплошную выемку с бортиками высотой 2 мм.
Изредка встречается еще одна разновидность такого креста. Отличие состоит в единственной, но очень выразительной детали. На месте херувима находится ангел с полотенцем в руках. Художнику, знакомому со стилистикой барокко, удалось передать стремительность движения ангела к распятому Христу, и это делает композицию очень экспрессивной.
Еще один вид наперсных крестов с бортиками на обороте относится к концу XVIII началу XIX столетий. Они имеют больший размер 160х100 мм и выглядят менее изящно, нежели предыдущие. Фигура Христа выглядит одутловатой. Над средней перекладиной внутреннего креста едва прочитываются буквы IС ХС. В верхней части креста изображения двух спускающихся ангелов с полотенцами в руках; между ними помещается поясняющая надпись АГГЛИ ГДНИ. Такие кресты чаще всего встречаются в Среднем Поволжье. Почти всегда на них лик Христа остается очень нечетким или не просматривается вообще. Это, вероятно, связано с тем, что все они - переливки, изготовленные в какой-то местной мастерской с более раннего оригинала.

Изображение Изображение Изображение Изображение
Наперсные кресты XVIII–XIX вв.

Близкими к данной разновидности креста являются похожие изделия с менее выраженными бортиками на обороте. Иногда там размещается причудливый растительный орнамент. На этих крестах ангелы обретают свои имена Михаила и Гавриила. Вокруг самого Распятия появляется точечный контур, предназначенный для удержания эмали.
В конце XVII века появляются более изысканные наперсные кресты, нижняя часть которых раздваивается, а боковые части средней перекладины, где помещаются предстоящие, расширяется. Данный крест уникален удивительным сочетанием старых и новых форм. С одной стороны, он несет явные стилистические черты московского барокко, с его склонностью к искривленным линиям, а с другой – повторяет черты средневековых энколпионов и даже домонгольских крестов.

Изображение Изображение Изображение
Наперсные кресты конца XVII в.

Изображение
Новгородский энколпион XV в.

Изображение
Древнерусский нательный крест
" У тебя будет гораздо больше шансов выйти из войны живым, если ты попадешь в роту, где у тебя есть друзья."
Ирвин Шоу "Молодые львы"
Аватар пользователя
Tatiana
Модератор раздела
Сообщений: 1002
Возраст: 44
Зарегистрирован: 27 окт 2013, 12:25
Откуда: Волгоград
Контактная информация:

Re: Старообрядческая меднолитая пластика

#12 Непрочитанное сообщение Tatiana » 14 мар 2014, 19:02

В это же время появляются киотные кресты с предстоящими, являющиеся прототипами многочисленных поздних старообрядческих крестов такого же вида. Эти изысканные изделия явно испытали воздействие московского барокко. Тело Распятого Христа имеет вытянутую и сильно изогнутую форму. Столь же вытянуты и фигуры предстоящих Божией Матери и Иоанна Богослова. В сквозном навершие креста – образ Спаса Нерукотворного, ниже образ Благовещения. Над средней перекладиной креста размещены два херувима в круглых медальонах. Общий размер 150х90 мм (размеры некоторых изделий могут незначительно отличаться) позволяет считать данный крест киотным, однако наличие отверстия в навершие позволяет ему использоваться в качестве наперсного креста. Отливавшиеся первоначально из красной меди, в последующем столетии такие кресты изготавливались из латуни; нередко их поверхность была украшена эмалями. Для этого типа креста так же существует домонгольский прототип - уникальный бронзовый крест, найденный на Княжей горе в Киеве.

Киотный крест с двумя предстоящими. Конец XVII в. Древнерусский крест с предстоящими. X–XIII вв.
Судьба барокко в России в значительной степени отличается от его европейской истории. Если в Европе барокко появилось как закономерное развитие маньеризма, вышедшего из искусства Ренессанса, и знаменовало частичное возвращение к эстетике Средневековья, то русское барокко, не забыв о своем собственном Русском Возрождении, подхватив европейские идеи, развивало их на своей собственной культурной почве.

Основная историческая особенность распространения этого художественного стиля в России состояла в том, что, начинаясь как собственный стиль, главным образом, в архитектуре, московское барокко соединяется с европейским, становясь в полной мере большим художественным стилем. В течение полутора столетий с середины XVII и до самого конца XVIII столетия барокко господствует в литературе и искусстве, в общественно-политической мысли, богословии, поэзии, стиле мышления, линии поведения.

Неоспоримо влияние барокко на иконопись, а также церковно-прикладное искусство, в том числе и медное литье. Наиболее явственно стилистические особенности барокко проявляются в пластике нательных крестов, которые были самыми многочисленными изделиями литейного производства, а так же появившихся в это время крестов наперсных и киотных. Многообразие и изменчивость, которые являются главной особенностью художественного стиля барокко, очень наглядно проявляются в этой области церковного искусства. При этом барочные элементы возникают здесь ранее других областей искусства, едва ли не ранее архитектуры. Так В.Н. Перетц отмечает: «По-видимому, с конца 15-го или с начала 16-го века в Московской Руси слагается тот новый, отличный от древнейшего южного, тип меднолитых изделий, который далее с небольшими вариациями господствует в промышленности до 19-го в. включительно.…Получают особо широкое распространение следующие виды меднолитых изделий: кресты осеняльные, часто украшенные эмалью, кресты наперсные, кресты тельные, разнообразной формы, кресты неопределенного назначения (киотные, надворотные?), украшенные иконками праздников, иногда увенчанные цепью херувимов на стержнях…»

Изображение
Киотный крест с двумя предстоящими. Конец XVII в.

Изображение
Древнерусский крест с предстоящими. X–XIII вв.
" У тебя будет гораздо больше шансов выйти из войны живым, если ты попадешь в роту, где у тебя есть друзья."
Ирвин Шоу "Молодые львы"
Аватар пользователя
Tatiana
Модератор раздела
Сообщений: 1002
Возраст: 44
Зарегистрирован: 27 окт 2013, 12:25
Откуда: Волгоград
Контактная информация:

Re: Старообрядческая меднолитая пластика

#13 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 14 мар 2014, 22:48

Не увидел, может просмотрел, Вы Гуру у нас, откуда и когда началась эмаль. И имеет ли значение ее цвет. Несет ли в цвете сакральный смысл?
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5422
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Старообрядческая меднолитая пластика

#14 Непрочитанное сообщение osamnen » 14 мар 2014, 23:04

Дормидонт писал(а):Не увидел, может просмотрел, Вы Гуру у нас, откуда и когда началась эмаль. И имеет ли значение ее цвет. Несет ли в цвете сакральный смысл?

Эмаль находят на вазах из египетских пирамид, которым 3000лет :D
Feci quod potui, faciant meliora potentes
Аватар пользователя
osamnen
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 1336
Зарегистрирован: 18 мар 2013, 12:33
Контактная информация:

Re: Старообрядческая меднолитая пластика

#15 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 14 мар 2014, 23:07

osamnen писал(а):
Дормидонт писал(а):Не увидел, может просмотрел, Вы Гуру у нас, откуда и когда началась эмаль. И имеет ли значение ее цвет. Несет ли в цвете сакральный смысл?

Эмаль находят на вазах из египетских пирамид, которым 3000лет :D

на металле?
плюс интересна вторая часть вопроса.
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5422
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Старообрядческая меднолитая пластика

#16 Непрочитанное сообщение osamnen » 14 мар 2014, 23:18

Эмаль стекло на керамике.
Feci quod potui, faciant meliora potentes
Аватар пользователя
osamnen
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 1336
Зарегистрирован: 18 мар 2013, 12:33
Контактная информация:

Re: Старообрядческая меднолитая пластика

#17 Непрочитанное сообщение Tatiana » 15 мар 2014, 17:59

Дормидонт писал(а):Не увидел, может просмотрел, Вы Гуру у нас, откуда и когда началась эмаль. И имеет ли значение ее цвет. Несет ли в цвете сакральный смысл?


Вот, что я нашла в интернете:

Каждый цвет имеет свое смысловое значение: белый - символ Божественного света, Рая, невинности души, чистоты и святости; синий - Божественной непостижимости, вечности, истины, мудрости; голубой - небесный цвет, знак духовной чистоты и целомудрия; желтый (золотистый) - Божественный свет, символ Иисуса Христа; зеленый - означает Животворящее Древо; красный -цвет Небесного очищающего огня, жертвы и жизни; бирюзовый - символ молодости; сиреневый - печали; черный - воспринимается как символ отречения от мира, «скорбь во грехах»; черный в сочетании с белым - смирение.
" У тебя будет гораздо больше шансов выйти из войны живым, если ты попадешь в роту, где у тебя есть друзья."
Ирвин Шоу "Молодые львы"
Аватар пользователя
Tatiana
Модератор раздела
Сообщений: 1002
Возраст: 44
Зарегистрирован: 27 окт 2013, 12:25
Откуда: Волгоград
Контактная информация:

Re: Старообрядческая меднолитая пластика

#18 Непрочитанное сообщение Регион-07 » 23 мар 2014, 11:48

Невозможно оторваться от чтения и YouTube-информации....

Заметила и такой аспект темы, как декорирование меднолитых икон.

Читала и поглядывала на старообрядческого Вседержителя, что в моей семье...

Спасибо всем участникам темы.
Регион-07
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 1467
Зарегистрирован: 19 мар 2013, 17:00

Re: Старообрядческая меднолитая пластика

#19 Непрочитанное сообщение Регион-07 » 23 мар 2014, 17:47

Размышляения о киоте закончились вопросом: есть ли какой-то канон в создании киотов для нескольких предметов (крест, иконы)? или в одном киоте культовые предметы соседствуют произвольно, в зависимости от воли владельца или от эстетики самих икон?
Регион-07
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 1467
Зарегистрирован: 19 мар 2013, 17:00

Re: Старообрядческая меднолитая пластика

#20 Непрочитанное сообщение Tatiana » 23 мар 2014, 22:41

Одним из ярких примеров наперсных крестов, выполненных в стиле московского барокко, является небольшой, размером 91х58 мм, наперсный крест с четырьмя предстоящими и херувимом в верхней части. Крест имеет килевидное завершение, характерное для нательных крестов XVI столетия; на концах перекладин расположены характерные для московского барокко шарики.
Еще более ярко черты барокко проявляются в более распространенных типах наперсных крестов, конца XVII века, которые изредка тиражировались и в отливках последующего XVIII столетия.
Поскольку, начиная с XVIII века, медное литье сосредоточилось в основном в старообрядческой среде, эти кресты с выраженными чертами стиля барокко широкого распространения не получили. Их нарядный, праздничный вид вносил диссонанс в строгое и суровое искусство ревнителей древнего благочестия. Однако более сдержанные кресты эпохи Большого Московского Собора были приняты старообрядцами и находились в обращении в течение по меньшей мере еще одного столетия. Это большие, размером 120х80 мм, изделия с криновидными завершениями ветвей. Заметим, что такая форма перекладин креста характерна для древнерусских тельников домонгольского времени.

Изображение
Наперсный крест XVII в.

Изображение Изображение
Наперсные кресты XVII–XVIII вв.

Первое, что бросается в глаза каждому, кто видит крест данного типа - это две «троицы», расположенных в верхней и нижней частях креста. Безусловно, такая композиция является данью стилю барокко с его склонностью к «симметричной асимметрии». Если верхняя Троица не вызывает сомнений – это традиционный для русского искусства образ Святой Троицы, то нижняя при внимательном рассмотрении оказывается «троицей нечестивых», изображением трех упомянутых в Евангелии римских воинов, увлеченных дележкой одежды распятого Христа. Истинность этой догадки подтверждается надписью, идущей по контору нижней лопасти креста; это известный текст псалма «Разделиша ризы Моя себе и о одежде Моей меташа жребий».

Кресты данного типа очень нарядны. Нередко они были украшены разноцветными эмалями. Существует несколько изводов данного типа креста. На некоторых из них под руками Спасителя находятся схематические изображения храмов. Существуют кресты, в нижней лопасти которых вместо воинов изображаются двое святых. Чаще всего это Никита бесогон в паре с Николаем Чудотворцем (в этом случае выше у подножия Креста помещены святые Тихон и Мина) или двое Сергий и Никон (?) Радонежские (на крестах данного типа на средней перекладине над руками Спасителя расположены изображения ангелов).

Изображение Изображение Изображение
Наперсные кресты XVII–XVIII вв.
" У тебя будет гораздо больше шансов выйти из войны живым, если ты попадешь в роту, где у тебя есть друзья."
Ирвин Шоу "Молодые львы"
Аватар пользователя
Tatiana
Модератор раздела
Сообщений: 1002
Возраст: 44
Зарегистрирован: 27 окт 2013, 12:25
Откуда: Волгоград
Контактная информация:


Вернуться в «СЕРЕБРЯНАЯ И МЕДНОЛИТАЯ ПЛАСТИКА. АТРИБУЦИЯ. ОЦЕНКА»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 14 гостей