ЛУГА И ВЕЛИКАЯ ВОЙНА

Сообщение
Автор

ЛУГА И ВЕЛИКАЯ ВОЙНА

#1 Непрочитанное сообщение надежда » 19 окт 2014, 17:56

В Лужской межпоселенческой районной библиотеке состоялась конференция «Первая мировая война. Луга и лужане». Конференция, посвященная столетию начала Первой мировой, была организована Городской библиотекой Лужской ЦБС и Лужским обществом краеведов, особенно активно действующим последние годы.

АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ СТОЛИЦА РОССИИТемой «Луга и Первая мировая война» местные краеведы серьезно занимаются уже полтора десятка лет, с начала 2000-х годов. За это время действительно удалось накопить немало сведений, благодаря которым сегодня сложилась широкая историческая палитра того, чем жили Луга и Лужский уезд в годы Первой мировой.
«Наш город был прифронтовым, и этим все сказано. Многие лужане были участниками той войны. Сегодняшнее событие – это дань их памяти», – сказала, открывая конференцию, кандидат исторических наук Галина Куллама. Она напомнила, что когда та война началась, как только ее ни называли: и мировая, и европейская, и великая, и большая. Звучали тогда даже «Великая Отечественная» и «Вторая Отечественная» – в памяти были свежи воспоминания о только что пышно отмеченном столетнем юбилее Отечественной войны 1812 года. А в народе начавшуюся войну называли чаще всего «германской»…
Как напомнил доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Валентин Хрисанфов, до Первой мировой войны Луга была тихим уездным городом, жизнь которой «скрашивали» военные. В частности, рядом с городом еще с довоенных времен (то есть еще до Первой мировой) устроили артиллерийский полигон – один из лучших в России. По сути, это была неофициальная артиллерийская столица России. Полигон именовался Сергиевским по имени своего «куратора» – великого князя Сергея Михайловича.
Здесь проводились показательные артиллерийские стрельбы (были даже подвижные мишени), испытания новых снарядов и орудий. Тут впервые применялись звукометрические приборы. Специалисты из Англии и Франции очень высоко отзывались об этом полигоне. Продолжал действовать полигон и в советское время, существует и сейчас. Артиллеристы раньше говорили: «Кто в Луге на полигоне не служил, тот не артиллерист». Увы, к сожалению, сегодня даже не все лужане хорошо знают об этой странице местной истории…
«Лужский полигон позволил за короткое время поднять качество подготовки русских артиллеристов. Это обстоятельство имело исключительное значение. По свидетельствам современников, в 1914-1915 годах на фронтах Первой мировой германская артиллерия уступала нам в искусстве стрельбы», – отметила Галина Куллама. История полигона для нее связана с семейной историей. Начальником полигона был ее отец и, по словам Галины Захаровны, она еще со школы дала себе слово, что напишет книгу о полигоне. И слово сдержала…
Во время Первой мировой Луга стала крупной тыловой базой Северного фронта, а военные стали играть в городе главенствующую роль. Здесь комплектовались части, обучались новобранцы, находились десятки лазаретов и госпиталей, команды выздоравливающих, в авторемонтных мастерских восстанавливалась техника. В 1917 году лужский гарнизон насчитывал более 27 тысяч человек. Преобладали артиллеристы, на втором месте – кавалеристы. Кроме того, Луга во время Первой мировой была важнейшим железнодорожным узлом, связывавшим Петроград со Ставкой Верховного главнокомандующего в Пскове.

ОТКРЫТКИ ГРУЗИНЦЕВА – ЛУЖСКИЙ БРЕНД«Именно в городах воинской славы и должны происходить такие события, как наша конференция, – подчеркнул председатель Лужского общества краеведов Александр Носков. – Однако главное: какие практические результаты будут у нашей встречи? Ведь самое важное, чтобы память о Первой мировой войне в Луге и Лужском районе, о людях, связанных с ней, была увековечена».
Один из них – Леонид Николаевич Гобято, военный изобретатель, новатор артиллерийского дела, возглавлявший на протяжении нескольких месяцев 1911-1912 годов лужский артиллерийский полигон. В 1915 году он героически погиб на Первой мировой при осаде крепости Перемышль. Совершенно очевидно, что в Луге необходимо увековечить память о нем. Может быть, стоит подумать о создании в городе аллеи выдающихся лужан разных времен?
Отметить на ней нужно будет и имя артиллерийского поручика Георгия Грузинцева. Незадолго до Первой мировой он организовал в Луге издательство, просуществовавшее до середины 1917 года. Выпускало оно открытки, посвященные жизни и будням русской армии. Другой такой серии открыток в России больше не было. А сделаны были все эти снимки в Луге: открытки отображали быт расквартированных там запасных частей – артиллерийских и пехотных. Поначалу открытки Грузинцева были своего рода «сувениром» на память о Луге, но когда началась война, стали своеобразной летописью истории. Количество открыток, выпущенных Грузинцевым, весьма велико: это около двухсот сюжетов.
«Альбом открыток Грузинцева надо обязательно издать, причем непременно в Луге, а не в Москве или Петербурге, – подчеркнул Александр Носков. – Это земляк, которым мы по праву можем и должны гордиться. Более того, эти открытки и имя их фотографа – говоря современными словами, настоящий бренд нашего города».
В то же время краеведам до сих пор неизвестна подробная судьба Грузинцева. Скорее всего, после революции как «классово чуждый элемент» он покинул Россию. На эту мысль, как отмечает Александр Носков, наводит существование в 1920-1922 годах в Югославии издательства братьев Грузинцевых. Инициалы одного из них совпадают с лужским издателем.
Исследователь русской эмиграции в Югославии А.Б. Арсеньев в своей книге «Русский некрополь в Белграде. 1920-1999 гг.» сообщает, что Георгий Васильевич Грузинцев, «военный фотограф, основатель Книгоиздательства Братьев Грузинцевых (Новый Сад – Белград), рядовой русского Охранного корпуса», скончался 27 апреля/10 мая 1943 г. и похоронен в Белграде»…
Краевед Станислав Степанов, секретарь Исторического клуба при Губернаторе Ленинградской области, напомнил еще об одной интереснейшей личности, связанной с Лугой. Речь шла о генерале Али-Ага Шихлинском, деятельность которого была связана с Лужским артиллерийским полигоном. Шихлинского называли «богом артиллерии». Боевой офицер, человек беспримерной личной храбрости и отваги, он был артиллерийским ученым-новатором: его изобретения в военном искусстве имели общемировое значение, использовались не только в русской, но во французской и английской армиях. В советское время он стал одним из основоположников и теоретиков артиллерийской подготовки в Азербайджане.
«Сегодня Али-Ага Шихлинский является одним из национальных героев в Азербайджане, – отметил Станислав Степанов. – Без сомнения, он заслуживает, чтобы память о нем увековечили не только в Азербайджане, но и в России, где он известен гораздо меньше. И уж точно он должен быть увековечен в Луге, с которой у него был так много связано».

ВОЗРОЖДЕНИЕ СЕМЕЙНОЙ ПАМЯТИОтдельная тема конференции – народная память об участниках Первой мировой войны. Сегодня это особенно актуально, поскольку именно теперь идет процесс восстановления преемственности национальной памяти.
В ХХ веке произошла настоящая катастрофа, связанная с семейной памятью. Во времена сталинских репрессий одно только непролетарское происхождение могло послужить причиной ареста, ссылки или, по крайней мере, крупных неприятностей. Поэтому многие просто из чувства собственного самосохранения и ради безопасности своих детей были вынуждены уничтожать собственные семейные архивы. А в лучшем случае – просто «забывать» своих предков, вычеркивать их из памяти. А в результате мы имеем то, к чему пришли: огромное количество наших сограждан стали «Иванами, не помнящими родства». Своих корней они просто не знают, хотя зачастую их вины в этом нет.
Отрадно, что нынешнее время стало обращением к собственной семейной истории. Ведь история Отечества лучше всего познается через историю своей собственной родословной, своей семьи.
Лужский краевед Леонид Фатеев рассказал о своих родственниках, воевавших на Первой мировой. Кто-то ушел на войну по призыву, кто-то – добровольцем. А потом они прошли через все лихолетья ХХ века – коллективизацию, репрессии… Их дети воевали на Великой Отечественной.
«Наши родители даже в кругу семьи не говорили о своих предках, прошедших через Первую мировую, вот почему мы теперь очень многого не знаем, а спросить уже не у кого, – подчеркнул Леонид Фатеев. – А ведь наши предки достойны благодарной памяти. В трудные времена они были готовы служить на пользу Отечества…»
Библиотекарь и краевед Евгения Федорова рассказала о том, какие уникальные экспонаты удалось ей собрать в созданном ею краеведческом музее при Приозерной сельской библиотеке.
«Жители нашего села приносят в музей фотографии своих предков, – поведала Евгения Федорова. – О многих говорят, что не знают ни их имен, ни фамилий. О том, что они воевали на Первой мировой, говорит военная форма и награды. Но за что были получены эти награды, уже никто не знает. О тех, кто был арестован в конце 1930-х и потом сгинул бесследно, в семьях вообще ничего не говорилось».
Пока Евгения Сергеевна говорила, на большом экране одна за другой появлялись увеличенные фотографии солдат Первой мировой. Порой карточки были такие ветхие и затертые, что даже компьютерные программы обработки фотографий не в силах помочь, и лица людей попросту трудно разобрать…
«Про своих родных, прошедших Первую мировую, потомки говорят, что они были простыми, честными тружениками, о своих подвигах никогда не распространялись. В мирное время были крестьянами, рабочими, лесничими, портными, железнодорожниками… Память о них передавалась в семьях из уст в уста», – рассказала Евгения Федорова.
О трагической судьбе молодого археолога Андрея Тищенко, погибшего в самом начале Первой мировой войны, рассказал филолог и историк Алексей Емельянов. Под Лугой было имение отца Андрея Тищенко – химика Вячеслава Евгеньевича, друга и ученика Менделеева. Вячеслав Тищенко разработал месторождение песков в Лужском уезде, которое стало сырьем для местного стекольного завода. В 1900 году изделия этого завода получили золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. Забегая вперед, скажем, что в советское время В.Е. Тищенко стал академиком АН СССР (в 1935 году) и лауреатом Государственной премии (в 1941 году)…
В 1908 году Андрей Тищенко окончил гимназию, поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, занимался историей Русского Севера, участвовал в раскопках в Новгородской и Псковской губерниях. Его ждало блестящее будущее ученого. Но началась война, и Андрей Тищенко, хотя и был убежденным противником войны, признал ее «своей». Он ушел добровольцем и 19 августа 1914 года погиб в бою под Сувалками в Польше.
Однополчане подробно описали родным обстоятельства его гибели и место его захоронения. Те смогли перевезти останки с поля боя в Петроград. Андрея Тищенко торжественно похоронили в столице на Смоленском кладбище. Удивительно, но надгробие сохранилось до наших дней, его автором был известный скульптор Леонид Шервуд.
О лужанах, ставших авиаторами и воздухоплавателями на фронтах Первой мировой, рассказал краевед Игорь Половинкин – создатель виртуального музея истории Лужского судоходства. Он напомнил о судьбе трех лужан. Первый, Евгений Карамышев, прославился впоследствии своим изобретением – воздушным аэростатом: они очень помогли при защите Ленинграда и Москвы во время Великой Отечественной войны. Второй, Александр Кузьмин, простой солдат авиационного отряда, был ранен и умер в 1916 году. И, наконец, третий – летчик Сергей Модрах, который после Первой мировой был авиатором в Белой армии…
Участники конференции подчеркивали, что поначалу даже и не представляли, какой огромной и неисчерпаемой окажется тема «Луга и лужане в Первой мировой войне». Так что все еще только начинается…
надежда
Сообщений: 40
Зарегистрирован: 07 июн 2013, 22:46
Контактная информация:

Вернуться в «АФИША КОЛЛЕКЦИОНЕРА И НОВОСТИ АНТИКВАРНОГО МИРА»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 23 гостей