Драгоценная оправа. Картина и рама. Диалоги

Сообщение
Автор

Драгоценная оправа. Картина и рама. Диалоги

#1 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 09 окт 2014, 20:18

Драгоценная оправа. Картина и рама. Диалоги

10 сентября — 30 ноября

Драгоценная оправа. Картина и рама. Диалоги

10 сентября — 30 ноября

Министерство культуры Российской Федерации
| Государственная Третьяковская галереяЛаврушинский, 12, 2-й и 3-й этаж
Лаврушинский, 10, залы постоянной экспозиции

Новый выставочный сезон Третьяковская галерея открывает масштабным сборным тематическим проектом. "Драгоценная оправа…" представит зрителю разные аспекты взаимодействия живописного произведения и его обрамления на протяжении нескольких столетий – с ХIII по ХХI век. Важно, что в обзор истории картинной рамы введен период новейших художественных течений – это первое в отечественной практике исследование в рамках данной темы эпохи ХХ – начала ХХI века.В.Л.Боровиковский (1757–1825) Лизынька и Дашинька. 1794Создавая своеобразную антологию "диалогов" картины и рамы, кураторы выставки соединяют два главных метода искусствоведения – формально-стилистический и феноменологический. Первый метод ориентирован на описание и анализ формы произведения искусства. В экспозиции будет представлена стилистическая эволюция рамы как предмета декоративно-прикладного искусства. Феноменологический подход основан на исследовании не самих вещей, а опыта личности, познающей их. На основе такого подхода проанализированы и будут представлены зрителям принципы взаимодействия картины и рамы, в том числе значение рамы как границы произведения искусства и роль декора рамы как комментария к живописной работе. Интересный, художественно самодостаточный материал из коллекции Третьяковской галереи давно ждал специального исследования и показа. Некоторые рамы, так называемые авторские, создавались по эскизам самих художников непосредственно к их работам. К ним относятся рама для картины "В мастерской художника" К.ЕМаковского (1881) и рама для "Портрета неизвестной" И.К.Макарова (1860), в декоре которой резные герб и девиз позволяют предположить, что на полотне изображена дама из рода Лермонтовых. Рамы заказывались авторами в известных русских и европейских мастерских С.А.Абросимова, А.А.Грабье, А.Мо, А.Жеселя, П.Омбера и у индивидуальных рамщиков – Гребенского, М.Д.Левозорова и других. Т.А.Нефф (1804–1876) Мечтание. 1840-еВыставку составят около 150 произведений из собраний Третьяковской галереи, Исторического музея и из нескольких частных коллекций. Помимо монументальных живописных произведений в обрамлениях и рам, экспонируемых отдельно, зрители увидят шедевры декоративно-прикладного искусства малых форм – костяные резные иконы и изящные рамки для фотографий фирмы Карла Фаберже. Особенностью выставки станет ее организация в пространстве музея. Основная часть экспозиции развернется на двух этажах Инженерного корпуса. Здесь будут представлены обрамления икон – киоты, оклады, фрагменты иконостасов, а также разные типы рам XVIII и XIX веков, трансформации и метаморфозы границ художественного произведения в целом в XX веке. Одной из центральных работ, на примере которой прослеживается взаимодействие программы картины и декора ее обрамления, является "Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве" И.Е.Репина (1886). К выставке была проведена масштабная реставрация и самой картины, и ее уникальной рамы: все элементы обрамления были детально изучены, что позволило раскрыть их смысловое значение. В.В.Пукирев (1832–1890) Неравный брак. 1862Некоторые произведения, необходимые для создания более полного представления о бытовании рамы в России, являются неотъемлемой частью постоянной экспозиции Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. Чтобы не нарушать логику ее построения, картины останутся на своих местах в залах основного здания в Лаврушинском переулке и будут снабжены специальными экспликациями. В их числе "Неравный брак" В.Д.Пукирёва (1862), "Апофеоз войны" В.В.Верещагина (1871) и ”Что есть истина?” Христос и Пилат" Н.Н.Ге (1890), "Демон поверженный" М.А.Врубеля (1902, Реставрация рамы к картине осуществлена в 2014 году при поддержке Благотворительного фонда "РЕНОВА").Проблема взаимоотношений произведения искусства и его границ находилась в сфере внимания искусствоведов, филологов, философов ХХ столетия. Одно из наиболее интересных рассуждений на эту тему принадлежит испанскому философу Хосе Ортеге-и-Гассету. В экспозиции будут представлены российские и зарубежные издания, в которых изложен опыт научной и выставочной работы с рамами. Выставка станет продолжением масштабной работы по реставрации, изучению и каталогизации уникального фонда художественных рам, которым обладает Третьяковская галерея. На выставке представлены рамы, изготовленные из самых разных материалов и в различных техниках: прорезная резьба, мастичный декор; гипс и папье-маше, использование в декоре рам бархата и кружева, эмалей и драгоценных металлов. В ходе работ некоторым живописным  произведениям были возвращены "родные" рамы, таким образом удалось восстановить изначальные "идеальные пары". На всем протяжении подготовки к выставке специалисты по реставрации деревянных основ и багета работали совместно с резчиками, восполнявшими крупные утраты. Научные консультации кураторам проекта оказывали сотрудники Института археологии РАН и Московского государственного университета леса. И.К.Макаров (1822–1897) Портрет неизвестной. 1860К выставке подготовлен каталог, явившийся итогом работы большого научного коллектива авторов. Благодаря этому изданию многие уникальные рамы будут опубликованы впервые и, тем самым, введены в научный оборот. Помимо многочисленных иллюстраций книга содержит статьи ведущих историков русского искусства, раскрывающие феномен рамы, особенности ее бытования на русской почве, ее "приключения" и трансформации на путях долгого исторического развития. Каталог содержит чрезвычайно ценный справочный материал: подробную библиографию по избранной теме, справочник терминов, а также справочник рамных мастерских и рамных мастеров. Работа по составлению этого необходимого справочника была предпринята впервые. В последние дни работы выставки, в ноябре 2014 года, пройдет открытая научная конференция, доклады которой будут посвящены как конкретным памятникам, так и теоретическим вопросам "философии рамы".Помимо каталога к выставке подготовлены: издание из серии "История одного шедевра", посвященное картине И.Е.Репина "Прием волостных старшин…" и ее раме (при поддержке ОАО "ТВЭЛ"), книга для детей "Про рамы и картины" (при поддержке компании ВР), детское лото. В образовательную программу войдут лекции, встречи со специалистами и интерактивные детские занятия на выставке, а также викторина, в которой смогут принять участие все посетители. В рамках программы на выставке будет показан мультфильм Ф.С.Хитрука "Человек в рамке" (1966), а также специально подготовленные к выставке фильмы о технологии реставрации рам и о "диалогах" картины и рамы на примерах собрания Третьяковской галереи.   Обрамлению картины отведена важнейшая роль презентации произведения и обозначения границы его присутствия в пространстве. И если "правильная" рама способна подчеркнуть совершенство живописи или рисунка, то неверно подобранная может нивелировать достижения художника. Третьяковская галерея своей зрелищной и яркой выставкой представляет зрителям прекрасные примеры "диалога" картины и рамы и позволяет насладиться лучшими образцами драгоценных оправ.   
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5422
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Вернуться в «АФИША КОЛЛЕКЦИОНЕРА И НОВОСТИ АНТИКВАРНОГО МИРА»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 16 гостей