МИНЕЯ СЛУЖЕБНАЯ, СЕНТЯБРЬ. 1619 г.

История отдельных экземпляров. Обзоры изданий, личных коллекций, музейных собраний

Модератор: Дядь Володя

Сообщение
Автор

Re: МИНЕЯ СЛУЖЕБНАЯ, СЕНТЯБРЬ. 1619 г.

#11 Непрочитанное сообщение Дядь Володя » 30 янв 2015, 15:45

Владельческие записи порой рассказывают нам о судьбах книг, их долгой и интересной истории

Я вернусь к первым владельцам книги.


«В 1613 году Григорий Васильевич Тюфякин, уже воевода, и гоняется за казачьими отрядами Ивана Заруцкого. В 1618 г. бьётся с поляками в Устюжском уезде. На Железном Борку (погост недалеко от Ярославля) разбивает поляков и литовцев и берёт 200 человек в плен. Царь Михаил Романов привлекает его к исполнению дипломатических обязанностей. Так, летом 1625 г. он отправлен послом к Шаху Аббасу в Персию.

Это посольство Тюфякина в Персию было неудачным и в политическом плане, и в личном для самого посла. По поводу действий послов после их возвращения на Родину было возбуждено сыскное дело. Фактически послы пострадали безвинно, так как они действовали строго по царскому наказу.

Как писал В.Н. Татищев: «Пришли послы персидские со многими дарами и жалобою на русских послов, Тюфякина с товарищами. Государь же их отпустил… А Тюфякина сослал в ссылку и деревни его роздал»

(М.Ю.Бутов, «Владельцы села Тейково в XVII – XIX столетиях» http://www.gazeta-tejkovo.ru/news/611/n611_3121.html)


Что же касается собственно владелицы книги, Авдотьи Тюфякиной, жены князя Г.В.Тюфякина, то об этой женщине я смог найти лишь, что в 20-х гг. XVII столетия она владела частью с.Тейково (ныне г.Тейково в Ивановской обл.):

«…Так, например, шуйский краевед-любитель XIX столетия Владимир Александрович Борисов (1809 - 1862) имел в первой половине 1850 гг. собрание из 50 писцовых книг XVI-XVII веков на разные поместья. К сожалению, большинство оригиналов были к нашему времени утеряны. Для Тейкова таким первоисточником явились писцовые книги «Суждальского письма и меры Михаила Трусова и дьяка Феодора Витовтова» за 7136, 7137, 7138 гг., то есть за 1627/28-1630 гг. Вот с публикации выписки из писцовых книг Трусова-Витовтова и начинается история владения селом Тейково, а на самом деле, мягко говоря, интересная путаница. В одном источнике (М.Шошин «По родной области», 1949) читаем: “В 1628-1630 гг. одна часть Тейкова числилась «за княжной Авдотьей княжъ Григорьевой женою Тюфякина»”, другая,- “за стряпчим хлебенного дворца, за Феодором Ивановым Босовым”.

Другой источник («Город-труженик, Город-защитник. Прошлое и настоящее города Тейково» составитель И. Антонов, 2008) эти же сведения передаёт так: “Согласно записям в писцовых книгах «Суждальского письма и меры Михаила Трусова и дьяка Феодора Витовтова» за 1623-30 годы по жалованной грамоте, выданной царем Михаилом Феодоровичем, село Тейково значится во владении за царским стряпчим хлебенного дворца Фёдором Ивановичем Босовым. Ему принадлежала 1/3 дворов, а 2/3 дворов числились за княгиней Авдотьей Григорьевной Тюфякиной.

Сразу бросается в глаза разница в датах: 1628-1630 в первом источнике и 1623-1630 в другом. Допустим, что это простая ошибка-описка, не несущая в себе скрытого смысла. Эта ошибка вскрывается сразу. Писцовые книги города Суздаля и Суздальских станов составлялись в 1627/28-1630 годах и не раньше.

Оказалось, что в этих же фразах имеются ошибки в прочтении фамилии одного владельца и в отчестве второго.

Например, ошибка, связанная с отчеством хозяйки упомянутых 2/3 села, уже очень существенная! Почему-то “Авдотья княжъ Григорьева жена Тюфякина” превратилась в “Авдотью Григорьевну Тюфякину”.

Ведь по мужу отчества жене не дают! На самом деле фразу “Авдотья княжъ Григорьева жена Тюфякина” надо прочитать так: “Авдотья, жена князя Григория Тюфякина”. Тогда многое встаёт на свои места. Доказательством этого прочтения может служить то, что в родословной росписи князей Тюфякиных ни разу не встречается женщина Авдотья Григорьевна Тюфякина, ни в жёнах, ни в дочерях. Имеется Аграфена Григорьевна Тюфякина, но это дочь Григория Нащёкина, вышедшая замуж после 1646 года за… (представьте себе тоже!) Григория Тюфякина (!), но из другого колена Тюфякиных. Поскольку она вышла замуж и стала Тюфякиной значительно позже интересующего нас времени, то, само собой, отпадает. Есть и Авдотья. Но вот загвоздка, Авдотья есть, но она Артемьевна, а не Григорьевна. Зато она – жена князя Григория Васильевича Тюфякина из интересующего нас времени.

Следует исправить краеведческую ошибку. Одну из первых владелиц села Тейково звали не Авдотья Григорьевна (такой личности в истории вообще нет!), а княгиня Авдотья Артемьевна Тюфякина»

[М.Ю.Бутов «Владельцы села Тейково в XVII – XIX столетий» http://www.gazeta-tejkovo.ru/news/611/n611_3121.html]

Полагаю, что определенную ясность и подтверждение может дать владельческая запись, найденная мной в книге.
Аватар пользователя
Дядь Володя
Модератор раздела
Сообщений: 826
Зарегистрирован: 31 авг 2014, 20:56
Откуда: с.Ставницы

Re: МИНЕЯ СЛУЖЕБНАЯ, СЕНТЯБРЬ. 1619 г.

#12 Непрочитанное сообщение Дядь Володя » 30 янв 2015, 15:52

О потомках Григория и Авдотьи Тюфякиных единственное, что я смог пока обнаружить:

Согласно писцовой книге Суздальского уезда 1628 – 1630 гг. вместе с матерью А.А.Тюфякиной указана и дочь князя Григория Васильевича - Мария Тюфякина, как совладельцы поместья с.Вишенки Опольского стана Суздальского уезда в 13 крестьянских дворов и 1 церковный. Причем, в этой Писцовой книге А.А.Тюфякина упоминается уже как вдова (Д.А. Черненко. Села Суздальского уезда по писцовой книге 1628 – 1630 гг.)

Следовательно, владельческая запись в книге сделана в любом случае не ранее 1625 г., последней даты упоминания о Г.В.Тюфякине, но в любом случае после 1628 г.!


И вот еще информация о князе Г.В.Тюфякине:

"В апреле 1613 г. - воевода; указано ему идти из Брянска на воров, на Ивашку Заруцкого и на Черкас. 1614 г. -- воевода в Брянске. 14.04. 1616 г. -- при приезде Английского посла ходил звать его к столу Государя и относил также к нему стол Государев. 1618 г. назначается в Можайск товарищем кн. Бориса Михайловича Лыкова и затем отправлен в Ярославль в товарищи князю Ивану Борисовичу Черкасскому для сбора ратных людей. В декабре 1618 г. послан с отрядом в Устюжский уезд, на Железном Борку разбивает поляков и литовцев и берёт 200 человек с начальником Яцким.
29.01. 1621 г. ездил к Персидскому, а 26.02 1622 г. Турецкому послам со столом Государя; 10.04.1621 г. указано ему быть воеводой на Крапивне. Летом 1625 г. отпрален Волгой послом к Шаху Аббасу. Шах жаловался на него, что он по его требованию не прислал вовремя кречетов, а потом принёс только двух, да птичьи хвосты, а также не пошёл смотреть конские учения. За всё это он наказан не был, но за то, что за столом шаха не допил чашу за здоровье царя, за что полагалась смертная казнь, он только отсидел в тюрьме и от него были ообраны поместья и вотчины.
Бывши в Ардебили, велел украсть татарчонка и продал его в Кумыцкой земле, где украл девку и вывез её тайком, положивши в сундук"


Получается, что это - последнее упоминание о князе Григории Васильевиче Тюфякине, датируется 1625 г.

Однако, по смыслу записи можно полагать, что 1625 г. не представляется возможным считать годом смерти Г.В.Тюфякина. Как минимум, - 1626 год.
Поскольку "...украсть татарчонка и прод(ать) его в Кумыцкой земле, где укра(сть) девку и вывез(ти) её тайком, положивши в сундук..", уважаемые коллеги, на это необходимо время с лета 1625 г.! Смею предположить, что 1625 г. вряд ли можно считать датой смерти князя Григория Тюфякина!

В любом случае, если в "Писцовой книге" Авдотья Артемьевна Тюфякина упоминается уже как вдова в 1628 г., то скорее всего датой смерти её супруга Григория Тюфякина являются 1626 - 1627 гг.


* * *
Аватар пользователя
Дядь Володя
Модератор раздела
Сообщений: 826
Зарегистрирован: 31 авг 2014, 20:56
Откуда: с.Ставницы

Re: МИНЕЯ СЛУЖЕБНАЯ, СЕНТЯБРЬ. 1619 г.

#13 Непрочитанное сообщение Дядь Володя » 30 янв 2015, 15:57

Следующий после Тюфякиной владелец книги, уже в XVIII в. - сарапульский купец Гаврила Васильевич Колчин.

Вот что я нашёл о нём:

"Культурное пространство вятского купеческого дома, кроме почитания семейных ценностей, определялось и религиозностью его обитателей. Это можно проследить на примере купцов-старообрядцев, которых в 1782 г. в Вятском крае насчитывалось 578 чел.118. В начале 10-х гг. XIX в. купцом Гаврилой Васильевичем Колчиным в г. Сарапуле был возведен старообрядческий молитвенный дом для своей общины..."

Соответственно можно сделать вывод, что книга реставрировалась примерно после 90-х гг. XVIII в.
Остался один единственный вопрос: как книга, которой практически после её издания владели князья Тюфякины оказалась в руках сарапульских купцов?...

Имеются также сведения, что в начале века путем подкупа городничего Смульгинского купцы Колчины сумели добиться расположения местных властей и построить во дворе своего дома часовню, где и совершали все необходимые требы. В 1826 г. по предписанию МВД она должна была быть закрыта и уничтожена. Тем не менее, до губернских властей периодически доходили слухи о её действии. Поэтому в 1838 г. указ об уничтожении часовни был повторён, по свидетельству Сипягина, с того момента она не функционировала. При личном осмотре он нашёл её запертой и нетопленой. Со слов горожан, «заперли означенное строение замком, запечатали и за неприкосновенностью входа, а равно и за целостностью печатей, поручили городничему иметь неослабный надзор» [1, л. 16]. «Процветание» староверов в XIX в. было неразрывно связано с деятельностью семьи Колчиных. Представители данной династии, сменяя друг друга, становились старостами сарапульских раскольников. В 1840-е гг. их возглавлял мещанин Данило Колчин. В 1841 г. в лесу за городом была построена на кладбище деревянная Георгиевская единоверческая церковь.

Первое упоминание о родоначальниках династии Колчиных содержится в исповедной росписи 1787 г. прихожан Покровской церкви г. Сарапула, где они указаны в отдельном списке, как раскольники. Обывательская книга г. Сарапула 1797 г. позволяет проследить имущественное положение семьи: записавшийся в купечество 3-й гильдии, дворцовый крестьянин Колчин Василий Иванович, имел дом и лавку, построенные им самим «подле речку Боярку, в малой улице за ручьем Вонявкою при выезде из города на правой стороне, во втором квартале под № 111, а также лавку на рынке под № 26». О его занятиях говорилось, что в лавке он «торгует хлебными припасами и доставляет оные до разных городов в своих речных судах, а в лавке торгует медною и разною посудою». В общественной жизни города члены семьи также занимали видное положение: глава семьи Василий Иванович избирался на городскую службу в 1787 – 1789 гг. депутатом для сочинения обывательской книги.

К 40-м гг. ХIХ в. купцы Колчины в Сарапуле были одними из основных представителей старообрядчества в Прикамье: «В 1842 г в сложной конфессионально-политической ситуации в канцелярию вятского губернатора поступило донесение, что «в г. Сарапуле веротерпимость чрезвычайная и оттого, едва ли не половина жителей сего города состоят в отдалении от православия, если же многие из них того не выказывают, то единственно из страха наказания ... О чем местная полиция и может бы дать сведения, но корыстолюбие не дозволяет, так действовать, что много людей Пермской губернии и из далеких волостей Сарапульского уезда привлекались в раскол, проживают в городе без всяких видов, весьма спокойно содержатся в домах, в особо выстроенных покровителями сект: как то
Колчиными и др. благодетельными купцами …»
[1, л. 1]. (Д.М. Пюрияйнен. «Старообрядцы как конфессиональная общность русского народа в 40 – 50-е гг. XIX в. (На примере г.Сарапула Вятской губернии)).


Повествуя о данном периоде, М.Е. Салтыков-Щедрин в своей повести «Мастерица» рассматривает семейство Клочьевых, в лице которых литературоведы видят старообрядческую династию Сарапула Колчиных.
«Михаил Евграфович отмечает процесс втягивания старообрядцев в капиталистические отношения, которые необратимо меняют устройство общины. Он утверждает, что из семьи выделилась аристократия, которая не имела ничего общего с простыми ремесленниками и торговцами той же фамилии. Именно последние сохраняли старинные традиции раскола и свято соблюдали заветы предков в отличие от своих более обеспеченных родственников. Автор с иронией описывает их быт: «У богатых Клочьевых всё на европейский манер; если вы каким-нибудь образом не проникните в тот отдалённый и всегда обращенный окнами во двор покой, в котором находиться моленная, или в ту ещё более отдаленную коморку, в которой несколько десятков лет заживо умирает какая-нибудь слепая «баушка», если вам притом не укажет какой-нибудь услужливый чичероне на одиноко стоящую во дворе баню, в которой обитает пять-шесть дряхлых старух, то вы никогда не подумаете, что находитесь у раскольника. Полы парке, стены под мрамор, образов немного, сам хозяин беседует бойко и развязно, жена его в разговоре с вами допускает двусмысленности, а изредка и некоторую томность во взорах, при детях имеется и гувернантка-англичанка».

Исследуя конфессиональный состав уральских городов, С.В. Голикова отмечает, что при богослужении сарапульские староверы приносили книги с собой. Большая их часть относилась к обеспеченным горожанам, что позволяло содержать домашние обширные религиозные библиотеки. Так в 1837 г. у мещанина Е. Зайцева было конфисковано 28 книг общей стоимостью в 400 руб. Тайные библиотеки были конфискованы у купцов Баранова (инициалы отсутствуют) и И.В. Телицина. У мещанина Т. Смагина, помимо книг, в 1854 г. была найдена и обширная переписка со старообрядцами Европейской России. (http://kpfu.ru/docs/F635966410/Sbornik_ ... htenij.pdf)
Аватар пользователя
Дядь Володя
Модератор раздела
Сообщений: 826
Зарегистрирован: 31 авг 2014, 20:56
Откуда: с.Ставницы

Re: МИНЕЯ СЛУЖЕБНАЯ, СЕНТЯБРЬ. 1619 г.

#14 Непрочитанное сообщение Дядь Володя » 30 янв 2015, 16:02

В моей книге есть и еще одна владельческая запись. Она первая по очереди, но последняя по хронологии. Опубликую и её.


Следующими после Колчиных владельцами книги, как о том свидетельствует первая владельческая запись, были купцы Созыкины. Но, к сожалению, мои поиски о них дали совсем мало информации:

«В г. Воткинске сохранились до наших дней бывшие купеческие магазины Азова, Гуляева, Калашникова и, конечно, богадельня Созыкина (ныне - поликлиника Центральной районной больницы). Многим воткинцам известно, что здание предназначалось для богадельни и было построено на средства сарапульского купца 2-й гильдии Александра Ивановича Созыкина, чье имя и носила богадельня. Но редко кто знает, что большую роль в строительстве богадельни сыграл воткинский купец Калашников Василий Ильич, который был душеприказчиком А.И. Созыкина и, выполняя его посмертную волю, совместно с членами строительного комитета следил за ходом работ и расходованием средств, оставленных по завещанию. Вероятно, капитала Созыкина не хватило - и недостаток средств (в сумме 608 руб.) покрыл именно Калашников, принеся это как добровольную жертву. Более десяти лет Василий Ильич был попечителем богадельни имени А.И. Созыкина, дававшей пристанище безродным, престарелым и неспособным к труду, как православным, так и старообрядцам».

Изображение
Аватар пользователя
Дядь Володя
Модератор раздела
Сообщений: 826
Зарегистрирован: 31 авг 2014, 20:56
Откуда: с.Ставницы


Вернуться в «Книжное Обозрение»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 6 гостей