К.М.Виланд. Собрание сочинений (прижизненное издание)

История отдельных экземпляров. Обзоры изданий, личных коллекций, музейных собраний

Модератор: Дядь Володя

Сообщение
Автор

К.М.Виланд. Собрание сочинений (прижизненное издание)

#1 Непрочитанное сообщение Дядь Володя » 29 сен 2014, 16:16

С творчеством великого немецкого поэта XVIII столетия Кристофа Мартина Виланда впервые я познакомился еще в школе, на уроках немецкой литературы, где, к стыду своему признаюсь, все имена по-началу смешивались в кучу: Лессинг с Новалисом, Гердер с фон Кляйстом, Ханс Фаллада почему-то вспоминался в парике, прямо как у Фридриха Клопштока, но... в очках..., а от Вальтера фон дер Фогельвайде в воображении оставалась лишь золотая птичка в клетке на фамильном гербе. Да и не казался нам в то детское время Виланд великим немецким поэтом; подумаешь там, плагиатчик! :-\ Помню наши школьные переводы его сказки о рыбаке и джине Иблисе *WRITE*; всем классом мы единодушно пришли к выводу, что Виланд у Пушкина упёр таки сюжетную линию с трижды закинутым неводом!!! О чем и было безапелляционно заявлено нашей Зое Николаевне. Боже мой, да какой плагиат?! Это еще вопрос: кто у кого упёр! Ведь никому из нас в тот момент и в голову не пришло, что написано это было, когда Александр Сергеевич еще не появился на свет Божий.. :-D

И вот несколько лет назад случайно попалось мне прижизненное Собрание сочинений К.М.Виланда (Лейпциг, изд. Г. Гёшен)
1.jpg

2.1.jpg

2.2.jpg

2.3.jpg

2.jpg
Последний раз редактировалось Дядь Володя 29 сен 2014, 17:22, всего редактировалось 2 раз.
Аватар пользователя
Дядь Володя
Модератор раздела
Сообщений: 826
Зарегистрирован: 31 авг 2014, 20:56
Откуда: с.Ставницы

Re: К.М.Виланд. Собрание сочинений (прижизненное издание)

#2 Непрочитанное сообщение Дядь Володя » 29 сен 2014, 16:41

Кристоф Мартин Виланд (1733 — 1813) — крупнейший поэт и идеолог немецкого рококо, издатель первого в Германии журнала литературы и искусства «Германский Меркурий», представитель одворянившихся слоёв немецкой буржуазии XVIII века. Сын пастора, часть своей жизни провёл при дворе веймарского герцога, где находился в дружественных отношениях с Гёте.
3.jpg
Ф.Ягеман. Портрет К.М.Виланда, 1805

Начальный период творчества Виланда (1752 — 1763) - это период поиска собственного стиля. Первые его произведения («О природе вещей. Стихотворное поучение в 6 книгах», 1752; «Двенадцать моральных писем в стихах», 1752; «Испытание Авраама», 1753; «Письма усопших к оставленным друзьями», 1753 и др.) создаются под знаком «серафического» направления Бодмера и Клопштока. На драму «Клементина» решающее влияние оказывает Самуэль Ричардсон.
3.1.jpg
Иоганн Готфрид Шадов (1754-1850). Бюст К.М.Виланда, 1795 г.


С середины 1760-х годов начинается зрелый период творчества Виланда (1764 — 1813), когда он выступает как писатель рококо. «Серафические» настроения исчезают, давая место рационализму и гедонистическим настроениям («Дон Сильвио де Розальва», 1764, «Идрис», 1766 — 1767 и др.).
4.jpg
"Дон Сильвио де Розальва", титул. 1795 г.

В центре этого периода стоят три самых значительных произведения Виланда, характеризующих писателя с разных сторон: это философский роман «Агатон» (Agathon, 1766 — 1794), наряду с «Вильгельмом Мейстером» Гёте — крупнейший немецкий образовательный роман XVIII века. Виланд, писавший его в течение длинного ряда лет, развивает в нём свои взгляды на природу совершенного человека, приходя к утверждению гармонически развитой, в духе Шефтсбери, личности (синтез разума и страсти, добродетели и требований плоти).
Наделяя совершенную личность добродетелью, Виланд вступает в противоречие с рядом своих произведений («Идрис», «Смешные рассказы» и др.), в которых им прокламировался образ безудержно чувственного человека; эти произведения создали Виланду даже славу непристойного, эротического писателя. Крайне характерно, что самое продуманное произведение крупнейшего поэта немецкого рококо преодолевает идеал до конца эмансипировавшей свою плоть личности, что немецкая буржуазия даже в своих одворянившихся частях не отказывалась от своей традиционной бюргерской морали, не растворялась полностью в дворянских настроениях гипертрофированного гедонизма.
Если в «Агатоне» Виланд говорит об идеальном человеке, то роман «Абдеритяне» (Geschichte der Abderiten, 1774 — 1780) посвящён реальным людям и их недостаткам.

5.jpg

6.jpg
Том 19, 20 "История Абдеритов" (1 и 2 части), титулы. 1796 г.
Последний раз редактировалось Дядь Володя 29 сен 2014, 17:19, всего редактировалось 1 раз.
Аватар пользователя
Дядь Володя
Модератор раздела
Сообщений: 826
Зарегистрирован: 31 авг 2014, 20:56
Откуда: с.Ставницы

Re: К.М.Виланд. Собрание сочинений (прижизненное издание)

#3 Непрочитанное сообщение Дядь Володя » 29 сен 2014, 17:09

В занимательной истории глупых поступков горожан греческого городка Абдеры Виланд показывает себя мастером иронической манеры письма, которая сближает его с Вольтером и, главным образом, со Свифтом. Ироническое и даже скептическое отношение к несовершенной действительности типично для писателя рококо. Однако, если одни (как, например, Вольтер) переводят свой скепсис в русло социальной сатиры, то другие, в данном случае Виланд, ограничиваются лёгкой насмешкой над людскими пороками. Характерно введение в сюжет романа положительного героя, во многом выступающего как alter ego автора. Черты героя обусловлены идеалом скептического просвещенческого индивидуализма: философ, живущий вне пределов города, периодически появляющийся среди горожан возмутитель спокойствия, чье действие сводится исключительно к слову, обладающему скандализирующим эффектом. По отношению к жителям Абдеры и самому порядку абдеритской кльтуры он оказывается почти совершенно пассивным, поскольку менять что-то не имеет смысла, можно лишь ждать, пока глупость не накажет сама себя, что и происходит в финале (выселение абедеритов из города). Отношение к религии в романе снисходительно-скептическое, вместо критики предпринимается легкое, «салонное» высмеивание (история с лягушками Латоны), напоминающее антиклерикальную сатиру Вольтера.

Умеренность, боязнь крайностей — это вообще черты, свойственные немецкому рококо. Так, Агатон приходит к заключению, что «зло не может быть вырвано с корнем сразу, что самые радикальные проекты обычно бывают самыми худшими», философия же «Музариона» (1768) сводится к апологии «светлой и тихой радости», долженствующей наполнить существование постигших смысл жизни людей. В качестве политического мыслителя Виланд также не отличался радикализмом — высшим идеалом его политического романа «Золотое зеркало» (1772) является просвещенный абсолютизм.

Самым совершенным произведением Виланда может считаться сказочная эпопея в стихах — «Оберон» (Oberon, 1780).

7.jpg
Первое издание "Оберона", титул. 1780 г.

«До тех пор пока поэзия останется поэзией, золото золотом, а кристалл кристаллом, — поэма „Оберон“ будет вызывать общую любовь и удивление, как chef d’œuvre поэтического искусства» (Гёте). Именно в нём проявляется сущность Виланда как поэта рококо и обнаруживается столь характерная для рококо любовь к орнаменту, к игре ярких красок, к пышной фантастике.
В «Обероне» мелькают картины «сельской простоты и восточного великолепия, городского шума и отшельнической жизни, диких пустынь и мирных лугов, рыцарских битв и волшебных танцев, весёлых пиров и бедственных кораблекрушений», то есть всего того, чем в своё время увлекались поэты барокко и чем вновь начали увлекаться их преемники, поэты рококо.
К «Оберону» примыкает ряд произведений: стихотворная обработка сказки из «1001 ночи» — «Шах Лоло» (1784); фантастическая история приключений рыцарей короля Артура — «Зимняя сказка» (1784); «Знатный Герон» (1786) и др.

8.jpg
Том 18, Рассказы и Сказки, титул. 1796 г.

Виланд — крупнейший орнаменталист немецкого рококо. Но в отличие от Глейма и Гесснера он склонён к большим полотнам (романы «Агатон», «Абдеритяне», «Перегринус Протеус», сказочная эпопея «Оберон») и к широко развёрнутой пышности.
9.jpg
Том 28, Перегринус Протеус, титул. 1797 г.

Как и другие представители названного стиля, он обнаруживает высокую культуру, далеко превосходя в этом многих писателей. Он занимателен, изящен, про него говорили, что он первый сообщил немецкому языку французскую лёгкость и гибкость, и современники вполне справедливо считали его отличным стилистом (интересам стиля служил и его журнал «Германский Меркурий», основанный в 1773 году).


Изображение поэта К.М.Виланда на почтовых марках
10.jpg
1100 лет г.Веймар. Германия, 1999 г. Тир.: 150 тыс.экз.
Слева — направо: Шиллер, Гёте, Виланд, Хердер

11.jpg
Поэт К.М.Виланд, 250-летие. Портрет Виланда (по мотивам гравюры Тишбейна по оригиналу Г. Б. Босио, 1797). ФРГ, 1983 г.
Аватар пользователя
Дядь Володя
Модератор раздела
Сообщений: 826
Зарегистрирован: 31 авг 2014, 20:56
Откуда: с.Ставницы

Re: К.М.Виланд. Собрание сочинений (прижизненное издание)

#4 Непрочитанное сообщение Дядь Володя » 29 сен 2014, 17:45

11719s.jpg
К.М.Виланд. Серия "Знаменитые жители Веймара" (худ. И.Тишбейн). ГДР, 1973 г.

11718s.jpg
Национальный немецкий театр в Веймаре (Портрет Шиллера; портрет Гете (Генрих Кристоф Колбе, 1826, Йена, Тюрингская Университетская библиотека, фрагмент); портрет композитора Листа; портрет Виланда (Фердинанд Ягеман, 1805, Веймар, Национальный институт немецкой классической литературы); Здание Национального немецкого театра в Веймаре). Германия [Сов.зона], 1947 г.

14629s.jpg
Веймар. 150 лет со дня рождения Виланда (Портрет Кристофа Виланда). ГДР, 1983 г.

11722s.jpg
Бонн. Первый день марки М1183. Памятный текст, чернильница с пером. ФРГ, 1983 г.
Аватар пользователя
Дядь Володя
Модератор раздела
Сообщений: 826
Зарегистрирован: 31 авг 2014, 20:56
Откуда: с.Ставницы

Re: К.М.Виланд. Собрание сочинений (прижизненное издание)

#5 Непрочитанное сообщение кэт (радистка) » 30 сен 2014, 08:56

Коллектив намерен прочесть "Оберон" и устроить обсуждение! :D
Аватар пользователя
кэт (радистка)
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 1397
Зарегистрирован: 29 авг 2013, 22:08
Контактная информация:

Re: К.М.Виланд. Собрание сочинений (прижизненное издание)

#6 Непрочитанное сообщение Дядь Володя » 30 сен 2014, 11:57

И это здОрово!!! Вот, м.б. и тема сгодилась)))...
Аватар пользователя
Дядь Володя
Модератор раздела
Сообщений: 826
Зарегистрирован: 31 авг 2014, 20:56
Откуда: с.Ставницы

Re: К.М.Виланд. Собрание сочинений (прижизненное издание)

#7 Непрочитанное сообщение Aquitania » 01 окт 2014, 17:08

Дядь Володя писал(а):это здОрово!!!


Это здорово! Это здорово! Это очень-очень хорошо! ))) (с)

*THUMBS UP*

Пелевин как-то сдулся.. Прилепин слишком уж пессимизьме

Сорокина в приличном общессве и поминать.. *STOP*

Кто же от живага и великага русскага языку?

Вот же, наш Дядь Володя! ))

*HI*
Аватар пользователя
Aquitania
Администратор
Сообщений: 4704
Зарегистрирован: 14 мар 2013, 18:09
Контактная информация:

Re: К.М.Виланд. Собрание сочинений (прижизненное издание)

#8 Непрочитанное сообщение кэт (радистка) » 03 окт 2014, 14:40

Дядь Володя писал(а):И это здОрово!!! Вот, м.б. и тема сгодилась)))...
Наш коллектив с удовольствием читает Ваши темы! :D Огромное спасибо!!
Аватар пользователя
кэт (радистка)
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 1397
Зарегистрирован: 29 авг 2013, 22:08
Контактная информация:

Re: К.М.Виланд. Собрание сочинений (прижизненное издание)

#9 Непрочитанное сообщение Дядь Володя » 03 окт 2014, 15:08

Спасибо Вам и коллективу!!! *DRINK*
Аватар пользователя
Дядь Володя
Модератор раздела
Сообщений: 826
Зарегистрирован: 31 авг 2014, 20:56
Откуда: с.Ставницы


Вернуться в «Книжное Обозрение»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей