О букинистике и библиофилии))

Темы о букинистике, рынке антикварной книги, выставках и пр.мероприятиях

Модератор: Дядь Володя

Сообщение
Автор

О букинистике и библиофилии))

#1 Непрочитанное сообщение Tatiana » 24 янв 2014, 20:50

Роль книги в формировании характера, моральных принципов и мироощущения человека во все времена довольно сложно переоценить. И пусть все чаще мы слышим разговоры о том, что не за горами время, когда над печатными изданиями будут торжествовать электронные аналоги. Все равно останутся истинные ценители книги как таковой – люди, для которых чтение книги является настоящим ритуалом, неким таинством, которое можно ощутить и познать лишь в одном случае – держа в руках настоящую книгу.

За всеми этими разговорами многие поборники электронной книги забыли об одном виде книготорговли, который, даже при полном прекращении выпуска бумажных изданий, не просто не исчезнет, а, наоборот, достигнет небывалого доселе размаха. Речь идет о букинистической торговле, объектами которой являются редкие издания.
Что же представляет собой такая наука как «букинистика»?

Букинистика – это коллекционирование очень редких книг. При этом издание может по праву считаться букинистическим в том случае, если оно уже кем-то использовалось. Надо сказать, что букинистические книги могут быть антикварными, то есть такими, которые выпущены больше 50 лет назад.
Сегодня коллекционированием книг занимаются настоящие эстеты, получающие огромное удовольствие от созерцания и обладания по-настоящему редкими экземплярами, из которых можно почерпнуть много интересной и полезной информации. Но не только букинисты интересуются старыми книгами, но и те, кто заботится о моральной стороне воспитания подрастающего поколения (и это, не говоря о тех, кто хочет обзавестись пусть и небольшой, но крайне необходимой домашней библиотекой, в которой старые книги используются не для красоты).

Букинистику в качестве хобби выбирают и те, кто стремится придерживаться корней своего государства, которое является частью величайших мировых культур. К тому же, каждый из нас имеет своих любимых авторов, произведения которых готов приобретать за любые деньги, лишь бы они пополняли стенды и полки нашей домашней библиотеки. И это вовсе неудивительно, ведь проза и поэзия 18-20 веков настолько душевна, а качество книг настолько высоко, что, открывая очередной роман, будто перемещаешься в те эпохи, в которых происходит действие.

Немаловажную роль играют оригинальные иллюстрации (особенно, если речь идет о старинных журналах), которые от руки нарисованы художником и растиражированы. Такие картинки очень живо изображают действо, радуя и детей, и взрослых своей натуралистичностью, ведь современные иллюстрации зачастую не только не радуют глаз, а, напротив, раздражают своей агрессивностью и несоответствием тексту.

Следует отметить, что коллекционирование редких изданий может приносить не только моральное удовольствие, но и материальную выгоду, ведь в мире с каждым годом растет количество букинистов, готовых тратить баснословные суммы на приобретение поистине ценных раритетных и старинных книг и журналов.

Вообще книги стали активно коллекционировать еще со времен их изначального появления, поскольку именно книга являлась настоящим богатством. У любого образованного и интеллигентного человека всегда существовала большая коллекция книг (и не важно, о какой эпохе они повествовали).

На сегодняшний день данное увлечение не утратило своей популярности. Старинные книги (их еще называют антикварными) – удовольствие не из дешевых, но поверьте, что один раз подержав в руках книгу, от которой так и веет духом эпохи, в которую она была издана, вы не сможете отказаться от такого увлекательного и крайне познавательного хобби как букинистика.

Надо сказать, что букинистика – это одно из наиболее распространенных хобби, поскольку данное увлечение продолжается зачастую многими поколениями, приумножающими количество раритетных изданий. Так, семья с обычным материальным достатком может являться владелицей настоящих ценных экземпляров, доставшихся, к примеру, от прадедушки.

Сегодня букинисты имеют уникальную возможность приобретать интересующие их старые или редкие издания не только в специализированных магазинах или на книжных базарах, но и на интернет-аукционах, а также на специальных сайтах, на страницах которых представлено множество разноплановых тематических изданий.
Книга всегда была, есть и будет занимать в сердце человека огромное место, ведь именно большая частная библиотека, прежде всего, характеризует своего владельца, как культурного, образованного, грамотного, развитого и увлеченного человека, с которым приятно общаться на любые темы.

Домашняя библиотека – это не искусственно созданный красивый облик комнаты, призванный придать квартире или дому респектабельность, а, в первую очередь, атмосфера тепла, уюта и витающих в воздухе знаний.
Последний раз редактировалось Дормидонт 24 янв 2014, 20:53, всего редактировалось 1 раз.
" У тебя будет гораздо больше шансов выйти из войны живым, если ты попадешь в роту, где у тебя есть друзья."
Ирвин Шоу "Молодые львы"
Аватар пользователя
Tatiana
Модератор раздела
Сообщений: 1002
Возраст: 44
Зарегистрирован: 27 окт 2013, 12:25
Откуда: Волгоград
Контактная информация:

Re: О букинистике и библиофилии))

#2 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 24 янв 2014, 20:52

Букинистика (от фр. Bouquiniste — букинист, фр. Bouquin — старая книга) — торговля старой книгой и другими печатными антикварными изданиями. Кроме того, букинистикой называют совокупность разного рода старой и старинной полиграфической продукции (старые книги, старинные книги, брошюры, открытки, газеты, журналы, афиши, прокламации, билеты, летучие издания), собранной в одном месте. Букинисты — специалисты букинистической торговли, обычно являются знатоками старинных редких изданий. Условно принято разделять старую книгу на букинистическую — после 1851 года, и антикварную — до 1851 года. Букинистика является одним из источников коллекций библиофилов.

Книга — один из видов печатной продукции: непериодическое издание, состоящее из сброшюрованных бумажных листов (страниц) или тетрадей, на которых нанесена типографским или рукописным способом текстовая и графическая (иллюстрации) информация, имеющая объём более сорока восьми страниц и, как правило, твёрдый переплёт;
Также книгой может называться литературное или научное произведение, предназначенное для печати в виде отдельного сброшюрованного издания.
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5422
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: О букинистике и библиофилии))

#3 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 24 янв 2014, 23:12

ИСТОРИЯ
Устная передача — самый древний способ передачи знаний в истории человечества. После изобретения древними цивилизациями систем записи люди начали использовать для письма почти всё, на чём можно писать — глиняные таблички, кору дерева, листы металла и т. п.

Таблички
Табличку можно определить как физически прочный, надёжный носитель письменной информации, относительно удобный в повседневном использовании и транспортировке. Пишущим средством в этом случае, как правило, выступало стило. Можно выделить два основных типа табличек: глиняные (например, у населения долины между Тигром и Евфратом), которые часто использовались для письма клинописью, и восковые. Последние представляли собой дощечки, покрытые слоем воска, в то время как глиняные полностью состояли из глины и после нанесения надписей часто обжигались для придания им дополнительной прочности. После этой процедуры, соответственно, изменить текст было уже невозможно; напротив, записи на восковых табличках можно было стереть и использовать носитель повторно. В Древнем Риме дощечки часто скрепляли друг с другом. Известно, что существовали «диптихи», «триптихи» и «полиптихи» (соответственно две, три и много дощечек)[5], образуя тем самым своеобразный прототип современной книги — кодекс

Свитки
В Древнем Египте для записи со времён Первой Династии использовался папирус (вид бумаги, сделанной из стеблей одноимённого растения). Однако первым свидетельством считают бухгалтерские книги царя Нефериркаре Какйя Пятой Династии (приблизительно 2400 лет до н.э). Отдельные листы папируса, для удобства хранения, склеивались в свитки. Эта традиция получила широкое распространение в эллинском и римском мире, хотя есть свидетельства, что использовались также древесная кора и другие материалы. Технологию изготовления папируса описал в «Естественной истории» (XIII. 11-13) Плиний Старший [8]. Согласно Геродоту (История 5:58), финикийцы принесли письменность и папирус в Грецию около X или IX века до н. э. Греческим словом для папируса как материала для записей стало «библион», а для книги — «библос», которое произошло от названия финикийского портового города Библос, через который папирус экспортировался в Грецию.
Чернила с поверхности папируса легко смывались и лист мог использоваться вторично для новых записей. Длинная полоса (по-гречески «хартия») склеенных листов папируса (обычно около 20) исписывалась с одной стороны. Папирусная полоса наматывалась на валик с ручками. При чтении надо было держать одной рукой валик, а другой разматывать свиток.

Кодексы
В V веке Исидор Севильский разъяснял различия между книгой, свитком и кодексом в соответствии с существовавшими тогда представлениями следующим образом: кодекс составлен из множества книг, книга — из одного свитка. В современном понимании кодекс можно назвать первым носителем информации, который характеризуется заметным сходством с книгой: страницы равнозначного размера тем или иным образом скреплены с одной стороны и заключены в обложку, изготовленную из некоторого достаточно прочного материала. Несмотря на свои положительные аспекты, кодексы не получили широкого распространения в эпоху античности и приобрели популярность уже в III—IV веках, в христианском обществе, когда для записей стал использоваться пергамен, который, в отличие от папируса, не ломался, когда его сгибали, его можно было резать. Преимущества такого формата состояли в его экономичности (можно было использовать обе стороны носителя письменной информации), портативности и удобстве поиска сведений. Кроме того, пергамен — материал многократного применения: с него легко удаляется краска. Распространена была записная книжка из четырёх листов пергамена, согнутых и прошитых посередине, так получалось 16 страниц. Такая книжка по-гречески называлась «тетрада» («четвёрка»), современные книжные блоки собираются из 16-ти и 32-страничных тетрадей.

Книготорговля
О торговцах книгами сообщают греческие авторы V века до н. э. (например, Ксенофонт). Книгопродавцев (библиополов) упоминают в своих комедиях Аристомен и Никофон. Торговля книгами в Риме уже была обычным явлением. Появляются мастерские, где книги переписываются и продаются. Одним из первых издателей, имя которого дошло до наших дней, был Тит Помпоний Аттик. С теми из авторов, кто давал разрешение на переписку своих произведений, Аттик расплачивался несколькими экземплярами их копий.

Средневековье

Рукописи
Рукописные книги (манускрипты) создавались в мастерских-скрипториях (от латинского «скриптор» — «писец»). В столице Византии Константинополе скрипторий (известно, что он работал уже в 356 году) основал Констанций II, при котором также в столице появилась публичная библиотека (в 475 году в ней насчитывалось 120 000 книг). Скриптории были также при монастырях, крупнейший из них работал в Студийском монастыре. Для того, чтобы строки выходили ровными, пергамен разлиновывался пластинкой из мягкого свинца, позднее для этой цели использовался грифель. Текст каллиграфы наносили чернилами с помощью тростникового пера (каляма), деревянной палочки, позднее использовались также птичьи перья. Со временем листы некоторых рукописей стали окрашивать в разные цвета, текст выполнялся цветными чернилами. Начало нового абзаца писалось красными чернилами (их делали из киновари или сурика). Каллиграфов, писавших начала абзацев называли рубрикаторами (от латинского «рубер» — красный). Появилось мягкое и округлое унциальное письмо, удобное для исполнения на пергамене пером, расцвет его приходится на IV век[17]. Так как пергамен был очень дорог, его часто использовали повторно — тексты смывали специальными составами, скоблили пемзой и писали новые. Рукописи, выполненные на пергамене повторного применения, называются палимпсестами. Бо́льшей частью таким образом в средние века уничтожались античные книги, однако известны и обратные случаи — в эпоху высокого средневековья уже тексты античных авторов писались поверх произведений отцов церкви.
Падение Римской империи в V веке уменьшило её культурное влияние на остальной мир. В Западной Римской империи традиции письма латынью хранили в монастырях, так как сначала Кассиодор в монастыре Вивария, а позже Бенедикт Нурсийский в VI веке подчеркнули важность переписывания текстов. Это очень повлияло на значимость книг в период Средневековья, хотя тогда книги, в основном, читало духовенство. До изобретения и широкого распространения печатного станка практически все книги копировались от руки, ввиду чего рукописные издания были довольно редки и дороги. Небольшие монастыри обыкновенно имели несколько десятков книг, в распоряжении более крупных насчитывалось до нескольких сотен; к IX веку крупной считалась коллекция в 500 книг, и даже к концу периода Средневековья папская библиотека в Авиньоне и собрание книг Сорбонны насчитывали лишь около двух тысяч изданий.

Ксилография и инкунабулы
В начале XIV века в Западной Европе появилась ксилография (она была разработана задолго до этого на Востоке (один из самых ранних образцов датируется VIII веком), издавна ксилографические книги печатались в Корее)[21]. В ксилографии матрица с изображением страницы вырезалась из куска древесины. Её можно было окунуть в чернила и использовать, чтобы сделать несколько копий страницы. Самые ранние печатные формы с текстом использовались для производства набивных тканей[22]. Книги, так же, как набойку, игральные карты и религиозные изображения, начали производить ксилографией. Поначалу бумажные листы печатались лишь с одной стороны, а их пустные стороны склеивались. Печать с обеих сторон листа стала возможна после изобретения станка. Создание книги было кропотливым процессом, так как для каждой страницы нужно было делать свою резьбу (на что уходило около месяца). Кроме того, дерево было недолговечно — оно легко стиралось и трескалось, а после того, как деревянные формы были использованы для печати, их выбрасывали.
Печатные книги, отдельные листы и иллюстрации, созданные в Европе по 31 декабря 1500 года, известны как инкунабулы (лат. incunabula — «колыбель»)[24].
С широким распространением бумаги, известной Европе с XII века[25], удешевилось книгопечатание. Первые книги, в которых использовалась бумага, содержали также и листы пергамена: обыкновенно бумажная тетрадь из 4 листов оборачивалась листом пергамена.

Наборная форма
Воспроизведение текста оттисками отдельных штампов было известно с давних времён (самый ранний известный пример — Фестский диск). В монастыре Прюфенинг хранится запись на латинском языке об основании церкви, оттиснутая отдельными штампами в 1119 году[27].
Изобретателем печати с наборной печатной формы считается китайский кузнец Би Шэн (990—1051). Его способ печати сотен и тысяч оттисков с одной формы, набранной литерами из обожжённой глины, был описан учёным Шэнь Ко в «Записках о ручье снов»[28]. Однако в связи с тем, что китайская письменность идеографическая, печать с наборной формы в Китае не получила широкого распространения, так как наборные кассы со всеми необходимыми литерами достигали огромных размеров.

Гутенберг
В XV веке Иоганн Гутенберг первым в Европе использовал для печати типографский станок с металлическими подвижными литерами, это позволяло получить большое количество оттисков. Механизмы, подобные станку Гутенберга, издавна применялись в виноделии и при производстве бумаги. Также Гутенберг начал изготавливать литеры с помощью словолитной формы, значительно упростив процесс[30].
Книги стали сравнительно доступными, хотя для большинства всё ещё весьма дорогими. Закрепление текста в сотнях или тысячах идентичных экземплярах привело к появлению устоявшихся редакций произведений, свободных от ошибок и искажений, неизбежных при их переписывании.

Новое время
Несмотря на рост масштабов книгопечати в XV веке, книги ещё издавались в ограниченных тиражах и были весьма дороги. Необходимость бережного отношения к ним была очевидна.
Одно из самых ранних упоминаний об использовании закладок относится к 1584 году, когда королевский печатник Кристофер Баркер подарил королеве Елизавете I шёлковую закладку с каймой. Узкие шёлковые ленты стали распространённой закладкой в XVIII и XIX веках, их закрепляли на обложке и делали больше, чем высота страницы. Первые съёмные закладки начали появляться в 1850-х, их выполняли, как правило, из шёлка или вышитой ткани.
В начале 1800-х стали популярны паровые печатные машины. Они могли печатать до 1100 листов в час, однако рабочие могли установить за то же время не более 2000 знаков.
В конце XIX века были внедрены монотипные и линотипные прессы. На них можно было ставить до 6000 знаков и даже целые строки сразу.
Многие годы, начиная с XV века, были потрачены на улучшение печатных машин и принятие свободы слова, постепенно снижая уровень цензуры[31]. А к середине XX века производство книг в Европе перешагнуло отметку 200 тыс. наименований в год.
Всего на сегодня существует примерно 130 миллионов наименований книг.
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5422
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: О букинистике и библиофилии))

#4 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 24 янв 2014, 23:15

Оформление книги

В зависимости от типа книги (энциклопедия, словарь, учебник, монография и др.), её структура может меняться, но обычно[33] в ней присутствуют следующие части:
Суперобложка — бумажная обложка поверх переплета книги.
Переплёт — прочная, обычно твёрдая, крышка из картона, кожи, ткани, бумаги, в которую заключаются (вклеиваются) сброшюрованные листы книги.
Обложка (мягкая или полутвёрдая, на ней указываются название и автор книги)
Форзац — двойные листы плотной бумаги, расположенные в книге между блоком и переплетной крышкой. Соединяет блок с книжкой и защищает крайние страницы книги от загрязнений.
Корешок — место, где сшиты листы книги, тетради.
Титульный лист (содержит заглавие книги, её автора)
Выходные сведения (в советских и российских изданиях) или импрессум (в изданиях некоторых других стран)
Шмуцтитул — отдельный лист книги с вынесенным на него заглавием последующего раздела или части книги.
Аннотация (краткое описание издания для покупателей, продавцов и библиотекарей)
Вступление — раздел, предшествующий главной теме произведения или одной из его частей и подготовляющий её появление.
Текст самой книги — книжный блок
Предметный указатель (Глоссарий)
Содержание (литература) или Оглавление (иногда находятся в начале)
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5422
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: О букинистике и библиофилии))

#5 Непрочитанное сообщение AKADEMI » 25 янв 2014, 20:25

Кстати... Самые выдающиеся достижения в нашем мире фиксируются в Книге рекордов Гиннеса. Самые популярные книги - не исключение. На протяжении многих лет первые места в книге рекордов занимают Библия и сборник высказываний Мао Цзэдуна .

Главная книга человечества - Библия, на сегодняшний день продажи Библии достигли 2,5 миллиардов копий. А вот сборник высказываний Мао Цзэдуна - 900 миллионов копий ...
Немного цитат Мао...))) http://lib.ru/DIALEKTIKA/MAO/mao.txt
Десять заповедей

1. Я - Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им.

3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.

4. Помни день покоя, чтобы проводить его свято; шесть дней трудись и совершай в них все твои дела, а день седьмой - день покоя - да будет посвящен Господу Богу твоему.

5. Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле.

6. Не убей.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не пожелай жену ближнего твоего и не пожелай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его... ни всего того, что принадлежит ближнему твоему.

http://daquitania.com - форум коллекционеров
Аватар пользователя
AKADEMI
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 2287
Зарегистрирован: 28 мар 2013, 07:59
Контактная информация:

Re: О букинистике и библиофилии))

#6 Непрочитанное сообщение Tatiana » 13 фев 2014, 12:06

Развитие букинистической торговли в России до середины XIX века


Зарождение русской букинистической торговли восходит к периоду изобретения книгопечатания. Первые документальные свидетельства о покупке и продаже бывших в употреблении книг относятся к 16 веку. Это знаменитый "Стоглав" (1551) и послесловие к первопечатному "Апостолу" (1564) Ивана Федорова и Петра Мстиславца, в котором сообщается, что царь"...повелел святые книги на торжищах куповати".

На полях и форзацах русских рукописных и первопечатных книг можно найти множество владельческих записей, свидетельствующих о неоднократных перепродажах этих изданий, сохранивших имена владельцев и торговцев, а также тогдашние цены на книги. Одна из самых ранних владельческих записей, например, гласит: "Сию книгу две Минеи яз Иван Харитонов продал Ивану Данилову сыну книжнику и руку приложил..." На этой же книге имеется и еще одна запись: "Лета 7090... дал на душевное (поминовение) сторож казенной Борис Мефодьев сын Минею двумесячную к Николе Чудотворцу".

Эта и множество других подобных записей убедительно доказывают, что книга на раннем этапе русской книжности становилась предметом повторного обращения, причем продавцами являлись как владельцы, так и явно торговцы-перекупщики.

О возникновении в 16 веке процесса повторного обращения книг свидетельствует и тот факт, что в этот период фиксируется первый термин профессиональной лексики книгопродавцев - подержанная книга. Так в описях Московского печатного двора именовались книги, купленные за недостатком изданий самого печатного двора "на торгу", чтобы удовлетворить спрос церквей и монастырей.

К первой половине 18 века относятся сведения о торговцах, специально занимавшихся скупкой и продажей подержанных книг. Это Григорий Черный и Степан Федотов. Их имена упоминаются в связи с делом, рассматривавшимся государственным органом управления церковью - Синодом - в 1731 году. После указа от 20 марта 1721 года запрещалась торговля старопечатными книгами, не имевшими исправлений в тексте, соответствующих положениям церковной реформы. Названные торговцы были задержаны в торговых рядах с запрещенными книгами и на следствии показали, что сами не имели книгопечатной мастерской, книги не изготовляли, а скупали их в домах и торговых рядах.

Разрозненные факты и свидетельства еще не позволяют говорить о возникновении букинистической торговли как организованной отрасли, так как разделение труда не получило ярко выраженного характера, однако процесс повторного обращения книжных изданий существовал к середине 18 века достаточно прочно. Его развитие обусловлено рядом социально-экономических причин, важнейшими из которых являются недостаточное товарное предложение на книжном рынке по отношению к спросу, нехватка книг в связи с трудоемкостью их производства, несоответствие содержания основной массы книжной продукции, удовлетворявшей только церковные нужды, фактической потребности грамотной части населения в книге светского содержания - учебниках, справочниках, художественной литературе.

К концу 18 - началу 19 века букинистическая торговля выделяется в самостоятельную часть книжной торговли с характерными только для нее методами и приемами работы, наличием торговцев-профессионалов, торговых предприятий.

Первоначальный период развития собственно букинистической торговли в нашей стране характеризуется стихийностью появления и разрозненностью предприятий, случайным выбором методов и приемов работы, направленных главным образом на поддержание существования самого книготорговца. Недаров в Энциклопедическом словаре А. А. Плюшара дается не очень лестное определение профессии букиниста: "Так называют мелочных торгашей или менял, которые занимаются выменом, скупом, продажею или променом старых, подержанных книг".

В эпоху дворянско-крепостнической монархии в России спрос на букинистические книги диктовался, кроме задач просвещения, такими общественными явлениями, как меценатство, собирание коллекций редких книг, наконец, модой на домашние библиотеки, бытовавшей в помещичьей среде. Преобладание на книжном рынке изданий на иностранных языках только усиливало интерес мобирателей к старой русской книге. Книжные увленчения богатого покупателя стимулировали развитие букинистической торговли, делали ее выгодным предприятием, дающим средства не только на пропитание, но и на расширение дела.

Для начального периода русской букинистической торговли характерны рыночные формы, то есть торговля вразнос либо в мелких лавчонках на городских рынках. В Москве такие рынки существовали возле знаменитой Сухаревой башни, в Китай-городе - у Ильинских и Проломных ворот и др. В Петербурге славился своими букинистами Апраксин двор, а позднее Александровский рынок. "Толкучие" рынки букинистов существовали и в других городах России - Нижнем Новгороде, Киеве, Одессе.

Распространение рыночной торговли букинистической книгой связано с тем, что здесь продавались книги самого разнообразного содержания, издания широкого спроса, рассчитанные и на различный уровень образования и на различное материальное положение покупателя. Такого рода торговля требовала от букиниста оперативности, быстрой смены ассортимента при невысоких по сравнению с вновь издаваемыми книгами ценах, привлечения большого контингента покупателей.

Положительной стороной букинистической торговли на городских рынках был и ее известный демократизм. Здесь можно было увидеть и собирателя, выискивающего особо редкую или необычайную книгу, и городского ремесленника или крестьянина, покупающих книжки подешевле.

Стремясь любым путем извлечь выгоду из букинистического дела, торговцы нередко назначали цену по покупателю, особенно если тот разыскивал конкретную, нужную ему книгу, т. е. Запрашивали несоразмерные цены. Прибегали такие "букинисты" и к другим уловкам, в частности, к фальсификации книг, когда недостающие страницы в одном издании ловко восполнялись примерно соответствующими страницами другого или подделывались. Именно эти обстоятельства послужили причиной того, что в течение всей первой половины 19 века в России букинисты принадлежали к самой малоуважаемой и неполноправной группе торгового люда.

Однако, несмотря на все отрицательные моменты, которые характеризуют рыночную торговлю, нельзя не отметить ее положительное влияние на последующее развитие букинистической торговли. Именно на городских рынках формировалась специализация букинистической торговли как части книжной торговли, подготавливалась почва для возникновения будущей плеяды известных букинистов-энциклопедистов, выдающихся знатоков книги. Здесь возникли и начали оформляться специфические методы работы с букинистической книгой. Наконец, в условиях засилья иностранных книгоиздательских и книготорговых фирм букинистическая торговля стала одним из своеобразных и активнейших пропагандистов русской книги, доступной широким кругам народа.

Одновременно с рыночной букинистической торговлей развивается и стационарная торговля. Ею занимались, как правило, собиратели, любители и знатоки рукописной и старопечатной книги. Поскольку собирательство требовало больших затрат, они становились одновременно и торговцами. Лавки первых букинистов-антикваров располагались в Москве, Нижнем Новгороде и Самаре, потому, вероятно, что эти города всегда считались средоточием патриархального, старозаветного уклада, в том числе и в книжной торговле.

Букинисты, владевшие магазинами, в отличие от рыночных торговцев, считали основой ассортимента рукописные, старопечатные книги, издания Петровского времени. Спрос на такие издания был ограничен, поэтому стационарная букинистическая торговля, настойчиво поддерживая этот ассортимент, вплоть до конца 19 века развивалась медленно.

Наибольшую известность в среде таких букинистов рубежа 18 - 19 веков получил Игнатий Ферапонтович Ферапонтов (1740 - 1820), торговавший в лавочке близ Спасских ворот Московского Кремля. Современник так оценивал его деятельность: "Не было такой печатной книги до времен Петра, которой бы Ферапонтов не имел в своих руких: он заслуживает общую благодарность за то, что без его старания, быть может, многие бы сотни важных книг пропали совершенно от нерадения, ибо лет за 40 перед этим весьма немногие думали о собирании оных".

Заметный след в истории русской букинистической торговли оставил московский антиквар Тихон Федорович Большаков (1794 - 1863). Начав торговлю с кожевенных товаров, он заинтересовался книгами сначала как собиратель, а затем открыл букинистическую лавку на Старой площади в Москве. Здесь перебывали многие сокровища рукописной книжности, непревзойденным знатоком которой он был. Своими книжными разысканиями он помог многим выдающимся ученым, в том числе М. П. Погодину, Е. В. Барсову, Ф. И. Буслаеву. Именно Т. Ф. Большаков сумел верно оценить и приобрести для науки "Архангельское евангелие (1092), вторую по времени дошедшую до нас русскую рукописную книгу. Признание заслуг букиниста перед отечественной наукой выразилось в избрании его в 1848 году членом Императорского общества истории и древностей российских, а в 1853 году - комиссионером Московского публичного и Румянцевского музеев. После смерти Т. Ф. Большакова его личной собрание из 500 рукописных книг поступило в государственные хранилища.

Букинистом иного рода был его современник Иван Григорьевич Кольчугин (1801 - 1862), представитель известной династии московских книготорговцев. Человек, не получивший систематического образования, он, как выражались его покупатели, торговал "по наитию", обладая феноменальной памятью на книги. Книготорговое обучение Кольчугин начал в книжной лавке Глазуновых, затем стал работать в лавке своего отца Г. Н. Кольчугина, а с 1835 года самостоятельно продолжил торговлю.

Он использовал труд так называемых стрелков - перекупщиков книги, а в случаях обнаружения интересных книг или выгодных для купли-продажи частных собраний выезжал сам, несмотря на расстояние. Через его руки прошло немало ценных рукописей и старопечатных книг, но основой ассортимента его магазина была массовая подержанная книга, в особенности учебники. "На кольчугинских книжках вся бедная Москва выучилась", - говорили современники.

В числе первых букинистов, начавших стационарную торговлю в лавках, были и петербургские книготорговцы Я. В. Матюшин, Д. И. Ухтин, Н. И. Исаев, каждый из которых специализировался в своем виде ассортимента.

Букинистика во второй половине XIX века

Пореформенное время отмечено увеличением товарного предложения на книжном рынке, которое обеспечивали издательства. На букинистическом рынке объем товарного предложения возрос за счет притока книг из постепенно разорявшихся "дворянских гнезд".

Букинистическая торговля была не в состоянии принять этот наплыв, организовать систематическую покупку книг, найти соответствующих покупателей. Историк пишет: "Сколько-нибудь сносно организованных лавочек тогда почти не было, а книги обильно, после падения крепостного права, притекали на рынок, и покупать их торговцы не успевали".

В Петербурге этот так называемый кризис совпал с событием, которое перевернуло весь букинистический рынок, - это пожар Апраксина двора в 1862 году, во время которого погибли все лавки букинистов, а вместе с ними и собрания книг. Событие это было настолько значительным для букинистического дела, что в дореволюционной историографии оно стало рубежом двух периодов развития букинистической торговли.

Действительно, после пожара уцелевшие букинисты либо совсем отошли от дела, либо стали перестраивать свою торговлю, переходя к стационарной форме. Однако это событие лишь косвенно повлияло на ход развития букинистической торговли: изменения, которые начали в ней происходить, объясняются в первую очередь объективными общественно-социальными и экономическими причинами.

Для всей русской торговли второй половины 19 века, в том числе и букинистической, была характерна многоукладность. Владельцы более крупных книжных лавок, такие как С. Т. Большаков, П. В. Шибанов, торговали исключительно рукописными и старопечатными кирилловскими книгами и пренебрежительно относились к тем, кто занимался "гражданизмом", т. е. торговали книгами гражданской печати.

Кроме них существовала целая армия мелких торговцев, промышлявших случайно попадавшимися книгами - разрозненными томами многотомных изданий, журналами, учебниками и т. д. По-прежнему процветала разносная букинистическая торговля на городских рынках, сборка книг - поиск их по домам и усадьбам богатых коллекционеров. Поток книг из дворянских усадеб увеличил число занимавшихся букинистической торговлей в два - три раза. Как показывают справочники 70 - 80-х годов 19 века, среди русских книготорговцев той поры букинисты численно преобладали. Качественный перелом в русской букинистической торговле происходит в начале 80-х годов 19 века, когда в книжном деле соответственно другим отраслям промышленности и торговли усиливается процесс концентрации капитала, появляются первые монополистические фирмы, которые объединяют в себе и производство, и сбыт продукции. В это время начинается процесс возникновения крупных стационарных букинистических предприятий.

Росту букинистической торговли способствовало и развитие книгособирательства, появление новой касты библиофилов из среды сформировавшейся буржуазии, которая во многом определяла коньюнктуру рынка.

В коллекционерстве большую роль сыграла мода на библиотеки редких книг, этой моде следовали многие собиратели из материально обеспеченных кругов, на нее быстро откликались букинисты, искусственно водворяя в ранг редкости многие издания и поднимая на них цены.

Ярким примером такого рода коллекционерства являются собиратели "геннадиевских редкостей". Для них приобрести все, что указано в библиографическом списке Г. Н. Геннади "Русские книжные редкости", составляло единственную цель. В то же время действительно редкие книги могли остаться вне поля зрения покупателя только потому, что отсутствовали в библиографических пособиях с пометкой "редкая".

Так, П. П. Шибанов вспоминал, что в 1879 году помещик А. П. Путилов дешево продал его отцу азбуку Петровского времени, потому что она нигде не была зафиксирована как редкая. Тем не менее в подавляющем большинстве покупатели дореволюционной русской букинистической торговли были действительными знатоками и искренними любителями книги, а сами букинисты - бескорыстными служителями народного просвещения, много делавшими для справедливого перераспределения книг, для комплектования частных библиотек ученых, деятелей культуры и книжных собраний научных учреждений и государственных хранилищ.

Поскольку контингент покупателей отличался неоднородностью, был разнообразен и спрос на букинистические книги, а следовательно, и ассортимент букинистических магазинов, отражавший социальную потребность основных групп покупателей.

Внешне многие из вновь возникших букинистических предприятий сохраняли патриархальные формы и вывески, но по уровню и структуре товарооборота, квалификации специалистов, методам и приемам работы они представляли собой принципиально новое общественное явление. Условно их можно разделить на четыре группы.

Первая группа предприятий - наиболее значительная, типично капиталистическая по методам хозяйствавания, сама именовавшая себя антикварной книжной торговлей. Сюда входили владельцы крупных букинистических магазинов с большим товарооборотом, значительными товарными запасами, штатом работников, тщательно подбираемым ассортиментом. Здесь применялись прогрессивные для того времени методы работы (почтово-посылочная торговля, систематический выпуск каталогов наличия, покупка книг через комиссионеров, стопроцентный розыск изданий по заказам покупателей и т. д.). Вторая группа включала предприятия стационарной торговли (владельцы их именовались букинистами), продолжавшие использовать методы традиционной букинистической торговли. Средние по объему товарооборота они, однако, численно преобладали над первой группой и составляли ей определенную конкуренцию.

К третьей группе относились рыночные торговцы, не имевшие четкого названия, их именовали и букинистами, и старинщиками. Эта группа, в значительной мере вытесненная с рынка крупными стационарными предприятиями, все же продолжала существовать вплоть до Октябрьской революции. Наконец, четвертая группа была представлена большим числом букинистов, ведущих торговлю вразнос и именуемых стрелками, мешочниками, холодными букинистами и т. д. Эти торговцы, являясь, как правило, комиссионерами крупных букинистических магазинов, выступали в роли посредников между ними и владельцами книжных собраний.

Новый период русской букинистической торговли характеризуется появлением ряда выдающихся букинистов, которые в своей деятельности сочетали безупречное знание книги, умение удовлетворить запросы покупателя с высокой культурой обслуживания и новаторством в применении методов и приемов букинистической торговли.

Этот ряд имен начинается с такого известного книторговца как Иван Гаврилович Мартынов (1840 - 1889), открывшего в 1874 году на Литейном проспекте в Петербурге магазин под вывеской "Антиквар". Он знал иностранные языки, владел основами библиографии, выпустил семь номеров каталога (1883 - 1887), где описал и оценил 9000 книг в основном 18 века по истории Москвы и др.

В его каталогах имелся раздел ``Dessiderata`` (лат. Желаемое), где перечислялись книги, разыскиваемые букинистами и библиофилами. Вместе с тем следует отметить, что И. Г, Мартынов ориентировался главным образом на запросы состоятельных клиентов, и современники жаловались на высокие цены в его магазине.

Каталожный метод букинистического обслуживания, начало которому было положено в 70-х годах 18 века, нашел ревностного сторонника в лице Василия Ивановича Клочкова (1850 - 1915), торговавшего в Петербурге и начавшего выпуск своих каталогов в 1885 году. Всего (до 1915 года) им было выпущено 576 номеров каталогов, т. е. больше, чем кем-либо из других букинистов мира. В. И. Клочков не стремился приобретать древние или редкие издания, его задачей было всемерное ускорение оборачиваемости товарных запасов, что достигалось, в частности, оперативностью помещаемой в каталогах информации о наличии изданий в магазине, проведением аукционов, дешевых распродаж, другими рекламными мероприятиями.

К сожалению, библиографический уровень его каталогов низок, в них встречаются издания, которые невозможно опознать по описанию, нет указателей, отсылок и др. Если у большинства букинистов в каталоги попадали исключительно редкие и дорогостоящие издания, то у В. И. Клочкова это были остатки его аукционов и распродаж, почему современники окрестили многие каталоги В. И. Клочкова "кладбищем навеки погребенных" книг Выдающуюся роль среди букинистов предреволюционного периода сыграл Николай Васильевич Соловьев (1877 - 1915). Сын богатого коммерсанта, он получил высшее образование за границей и в 1901 году открыл книжный антикварный магазин на Литейном проспекте в Петербурге. "Магазин был отделан в стиле ампир, - пишет современник, - всегда заполнен старинными фолиантами, множеством редкостных русских и иностранных изданий... гравюр, литографий, рискнков".

Для деятельности Н. В. Соловьева были характерны научный подход к отбору и оценке книг, тщательность библиографического обслуживания. Выпущенные им 144 номера каталога наличия отличались точностью описаний, систематичностью, наглядностью. Для букинистов и библиофилов Н. В. Соловьев издавал также иллюстрированные журналы "Антиквар" (1902 - 1903) и "Русский библиофил" (1911 - 1915).

Стремление следовать западным образцам, нарочитая аристократичность в ведении дела, подкрепленная материальной независимостью, привели к тому, что Соловьев не стал расширять свое предприятие.

Выпускал каталоги и московский книторговец Афанасий Афанасьевич Астапов (1840 - 1918), прославившийся разысканием и собиранием редких и ценных изданий. "Книгопродавец, - заявлял он, - особенно букинист, должен быть своего рода энциклопедистом, оперируя с книгами". Путь к профессиональному образованию букиниста, по его твердому убеждению, лежал через систематические занятия библиографией. А. А. Астапов был одним из организаторов и активных членов Русского библиографического общества.

Династия букинистов Шибановых начала свою деятельность в Москве в Китайгороде, где в 1841 году открыл свою лавку переехавший из Казани П. В. Шибанов. Наибольшей известностью пользуется его сын Павел Петрович Шибанов (1864 - 1935), развернувший систематическое издание каталогов старой книги, в чем ему оказывали помощь видные библиографы и коллекционеры. Каталоги П. П. Шибанова сохранили книговедческое значение и сегодня, так как многие из перечисленных там изданий исчезли с букинистического рынка и отсутствуют в библиотеках. Вместе со своим братом Л. П. Шибановым он продолжал букинистическую деятельность и в советское время.

К числу достижений русской дореволюционной букинистической торговли следует отнести ее исключительную активность в поисках товара и покупателя. Этому служили систематический выпуск каталогов наличия, рассылка списков по адресам покупателей, постоянный контакт с библиофилами, контроль за состоянием наиболее общественно ценных книжных собраний, исполнение заказов иногородних покупателей по почте, а главное - индивидуальная работа с каждой книгой и каждым покупателем.

Лучшие представители русской букинистической торговли стремились разработать научные основы букинизма, вести систематическое библиографирование, историко-книговедческий анализ. Хотя на книжном рынке того времени царил произвол в букинистических ценах, однако уже тогда делались попытки регламентировать их по степени редкости и общественной полезности книг.

Источник: Alib.ru
" У тебя будет гораздо больше шансов выйти из войны живым, если ты попадешь в роту, где у тебя есть друзья."
Ирвин Шоу "Молодые львы"
Аватар пользователя
Tatiana
Модератор раздела
Сообщений: 1002
Возраст: 44
Зарегистрирован: 27 окт 2013, 12:25
Откуда: Волгоград
Контактная информация:

Re: О букинистике и библиофилии))

#7 Непрочитанное сообщение Регион-07 » 04 мар 2014, 17:43

О букинистах есть прекрасная книга В.Г.Лидина "Друзья мои - книги". Пусть начинающего коллекционера не смущает простодушное название этого сборника....Столько имён издателей-книголюбов, собирателей, коллекционеров книг, "старых книжников"! Столько историй о самих книгах, наконец, о "встрече с книгой", с которой начинается это томление и азарт поиска, знакомое каждому коллекционеру, - всё в этой книге. Для меня очень важны и основания :?: , по которым коллекционеры создают свои коллекции...И об этом тоже расскажет эта щедрая книга Лидина.



P1130059.JPG
Регион-07
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 1467
Зарегистрирован: 19 мар 2013, 17:00

Re: О букинистике и библиофилии))

#8 Непрочитанное сообщение Aquitania » 03 ноя 2014, 22:33

Пока Дядь Володя занят ))) можно поумничать в его разделе.. :-[

Человѣкъ естественно равнодушенъ ко всему обыкновенному и ежедневному; удивленiя своего онъ удостоиваетъ лишь то, что
по видимому выходитъ изъ общаго порядка вещей, не подозрѣвая, что этотъ самый порядокъ есть удивительнѣйшее изъ всѣхъ чудесъ,
и что премудрое всемогущество Творца, налагая печать своей безконечности на всѣ свои творенiя, отнюдь не стѣсняется тѣмъ ограниченнымъ масштабомъ


(с) из умной книги А.А.Фишера
Вложения
А.А.Фишер.jpg
Аватар пользователя
Aquitania
Администратор
Сообщений: 4704
Зарегистрирован: 14 мар 2013, 18:09
Контактная информация:

Re: О букинистике и библиофилии))

#9 Непрочитанное сообщение кэт (радистка) » 23 ноя 2014, 17:33

Любая книга — умный друг:
Чуть утомит, она смолкает;
Она безмолвно поучает,
С ней назидателен досуг.

Аватар пользователя
кэт (радистка)
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 1397
Зарегистрирован: 29 авг 2013, 22:08
Контактная информация:


Вернуться в «Общий»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 10 гостей